Рабочая программа педагога-психолога
Аннотация к рабочей программе
педагога-психолога.
Дошкольный период является наиболее
благоприятным для развития многих психических процессов и поэтому развитие
ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Элементарные нравственные представления
и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, становятся
фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Предлагаемая система занятий, содержит
именно то, что интересно детям и то, что у дошкольников является основной
деятельностью – это игра.
Система развивающих занятий содержит, игры и игровые упражнения, направленные
на развитие высших психических функций, личностных качеств
(нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения).
Данная программа предусматривает психологическое сопровождение и развитие
ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития
каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении
каждого года.
Основная идея программы – объединение различных
направлений деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения.
Научные, методологические,
нормативно-правовые и методические
основания программы.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми
документами:
·
Федеральными государственными
образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155»
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ;
·
Федеральным законом РФ от
29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации";
·
СанПиН
1.2.3685-21;
·
Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013
г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
·
Уставом
и нормативными документами МБДОУ №18 г. Азова
Программа построена на основе следующих
принципов:
·
Системности
и планомерности.
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены
и взаимозависимы все компоненты. Важна именно системная работа. Занятия
проводятся регулярно. Материал располагается последовательно, от простого к
более сложному.
·
Принцип
учета возрастных особенностей.
С учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется
подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование у
каждого ребенка активной и творческой индивидуальности.
·
Принцип
доступности.
Материал преподносится в доступной для понимания форме в каждой возрастной
группе, что делает работу с детьми более понятной для них.
·
Принцип
креативности.
Предполагает творческий подход к проведению занятий и творческое применение
детьми получаемых знаний и умений.
·
Игровой
принцип.
Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности
является игра, поэтому занятия носят игровой характер. Обучение ведется
через логические игры и игровые ситуации.
·
Принцип
проблемности.
Создание проблемной ситуации на занятии позволяет детям самостоятельно
найти решение (выбор стратегии поведения в ситуации; вариативность решения проблемы
и т.д.).
·
Принцип
развития ребёнка в деятельности.
Деятельность ребёнка – основной фактор его развития.
·
Принцип
целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и
воспитания.
Ребенок развивается как личность в соответствии с его физическими
особенностями и имеющимися задатками.
·
Принцип
индивидуальности и дифференцированности.
Знание и учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников,
постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками,
корректирование методики воспитания и обучения.
·
Принцип
единства развивающей и диагностирующей функции
Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать
степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.
Практическая направленность программы
Данная программа предусмотрена для работы
с детьми от 3 до 7 лет в
рамках дошкольного образовательного учреждения.
Занятия по программе проходят в групповой
и индивидуальной форме.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Возраст (группа) |
Кол-во детей в группе |
|
3-4 года (вторая младшая) |
2-15 человек |
15 минут |
4-5 лет (средняя) |
2-15 человек |
20 минут |
5-6 лет (старшая) |
2-15 человек |
25 минут |
6-7 лет (подготовительная) |
2-15 человек |
30 минут |
Построение программы для каждого
возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и
основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. Занятия
проводятся на базе образовательной организации в индивидуальной групповой
форме, согласно расписанию занятий, с соблюдением санитарно – гигиенических
норм и правил.
Занятия включают в себя следующие этапы:
1 Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2 Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по
данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3 Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся
данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных
навыков на практике;
4 Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов
занятия.
Цель программы
Целью программы является определение основных направлений психологического
сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного
формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным
направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Задачи программы:
-
развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир, в мир человеческих
эмоций;
-развитие
коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;
-развитие
волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции,
необходимых для успешного обучения в школе;
-развитие
личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в
себе;
Тип программы.
Развивающая.
Адресат.
Дети дошкольного возраста (3-7 лет).
Продолжительность программы.
Продолжительность реализации программы
рассчитана на учебный год и представляет серию регулярно проходящих занятий.
Требования к результату усвоения
программы.
В процессе занятий, которые проходят в
игровой форме, у детей происходит формирование графических навыков, зрительно-моторной
координации, произвольности, а так же снятие мышечного и эмоционального
напряжения, улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей,
повышение самооценки, повышение показателей коммуникативности, развитие мелкой
моторики.
Оценка достижения планируемых результатов.
Критериями оценки результативности
программы выступает:
- положительное восприятие программы самими
участниками образовательного процесса;
- сравнительный анализ стартовой и итоговой диагностик, фиксирование динамики.
Обоснованные критерии ограничения и
противопоказаний на участие в
освоении программы.
Отказ родителей или лиц их заменяющих от
посещения ребенком занятий.