Рабочая программа педагога-психолога

Аннотация к рабочей программе педагога-психолога.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для развития многих психических процессов и поэтому развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, становятся фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Предлагаемая система занятий, содержит именно то, что интересно детям и то, что у дошкольников является основной деятельностью – это игра.

Система развивающих занятий содержит, игры и игровые упражнения, направленные на развитие высших психических функций, личностных качеств

(нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). Данная программа предусматривает психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года.

Основная идея программы – объединение различных направлений деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.

 

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические

основания программы.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:

·        Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с  1 января 2014 года  федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ;

·        Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

·          СанПиН 1.2.3685-21;

·         Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

·        Уставом и нормативными  документами МБДОУ №18 г. Азова

 

Программа построена на основе следующих принципов:

·        Системности и планомерности.

Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены

и взаимозависимы все компоненты. Важна именно системная работа. Занятия проводятся регулярно. Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.

·        Принцип учета возрастных особенностей.

С учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется

подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности.

·        Принцип доступности.

Материал преподносится в доступной для понимания форме в каждой возрастной группе, что делает работу с детьми более понятной для них.

·        Принцип креативности.

Предполагает творческий подход к проведению занятий и творческое применение детьми получаемых знаний и умений.

·        Игровой принцип.

Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности

является игра, поэтому занятия носят игровой характер. Обучение ведется через логические игры и игровые ситуации.

·        Принцип проблемности.

Создание проблемной ситуации на занятии позволяет детям самостоятельно

найти решение (выбор стратегии поведения в ситуации; вариативность решения проблемы и т.д.).

·        Принцип развития ребёнка в деятельности.

Деятельность ребёнка – основной фактор его развития.

·        Принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания.

Ребенок развивается как личность в соответствии с его физическими

особенностями и имеющимися задатками.

·        Принцип индивидуальности и дифференцированности.

Знание и учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников,

постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками, корректирование методики воспитания и обучения.

·        Принцип единства развивающей и диагностирующей функции

Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать

степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.

 

Практическая направленность программы

Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 7 лет в

рамках дошкольного образовательного учреждения.

Занятия по программе проходят в групповой и индивидуальной форме.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Возраст (группа)

Кол-во детей в группе

Время занятияХочу такой сайт

3-4 года (вторая младшая)

2-15 человек

15 минут

4-5 лет (средняя)

2-15 человек

20 минут

5-6 лет (старшая)

2-15 человек

25 минут

6-7 лет (подготовительная)

2-15 человек

30 минут

 

Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. Занятия проводятся на базе образовательной организации в индивидуальной групповой форме, согласно расписанию занятий, с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.  

Занятия включают в себя следующие этапы:

1 Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2 Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по

данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3 Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся

данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных

навыков на практике;

4 Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов

занятия.

 

Цель программы

Целью программы является определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Задачи программы:

- развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир, в мир человеческих эмоций;

-развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;

-развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

-развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

 

Тип программы.

Развивающая.

 

Адресат.

Дети дошкольного возраста (3-7 лет).

 

Продолжительность программы.

Продолжительность реализации программы рассчитана на учебный год и представляет серию регулярно проходящих занятий.

 

Требования к результату усвоения программы.

В процессе занятий, которые проходят в игровой форме, у детей происходит формирование графических навыков, зрительно-моторной координации, произвольности, а так же снятие мышечного и эмоционального напряжения, улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей, повышение самооценки, повышение показателей коммуникативности, развитие мелкой моторики.

 

Оценка достижения планируемых результатов.

Критериями оценки результативности программы выступает:

- положительное восприятие программы самими участниками образовательного процесса;

- сравнительный анализ стартовой и итоговой диагностик, фиксирование динамики.

 

Обоснованные критерии ограничения и противопоказаний на участие в

освоении программы.

Отказ родителей или лиц их заменяющих от посещения ребенком занятий.

Рабочая программа психолога Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575828 Директор/Заведующий Харламова Оксана Юрьевна Дата подписания документа 26.11.2022 00:33:10 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».