23.10.2023
Дети с речевыми
нарушениями, патологиями характеризуются как дети, которые имеют проблемы с
речью, при том, что у них нет проблем со слухом, а также сохранен интеллект.
Разновидностей речевых нарушений очень много. Они проявляются в виде проблем в
произношении, грамматического скелета речи, скудностью словарного запаса, а
также проблемы с нарушением темпа и плавности речи. Степени тяжести речевых
нарушений также бывают разными. При некоторых видах подобных нарушений, ребенок
может спокойно обучаться в обычной школе. Однако более сложные формы требуют
специализированного обучения. Но и в обычных школах, дети, имеющие нарушения с
речью, должны быть обеспечены специализированной помощью. Традиционными
являются логопедические группы во многих детских садах и школах. В таких
кабинетах с детьми работают логопеды и воспитатели, имеющие специальное
образование. Если говорить о детских садах, то здесь кроме коррекции речи, с
детьми работают над развитием памяти, повышению внимательности, общей
моторикой, а также и мелкой моторикой, а также обучают математике. Со
школьниками работают специалисты логопедических пунктов, которые расположены
при средних общеобразовательных школах. В такие пункты отправляют детей,
которые имеют проблемы с произношением, нарушением письменной речи, которые, в
свою очередь, недоразвитием речи, как указывает Т.В. Ахутина.
У многих детей с
нарушениями речи психические функции имеют своеобразное развитие, что приводит
к разной степени выраженности отставания в психическом развитии и трудностям
обучения, о чем указывает ряд авторов (Г.В. Волкова, М.Б. Елисеева, Н.Л.
Крылова, Л.Г. Ефремова и др.)
Ощущения и восприятие:
• нарушения
фонематического восприятия;
• бедность и
недифференцированность зрительных образов;
• непрочная связь слова
со зрительным представлением предмета;
• недостаточная
сформированность целостного зрительного образа предмета;
• сравнение с образцом
преимущественно путем примеривания, а не зрительного соотнесения;
• нарушения
оптико-пространственного гнозиса;
• низкий уровень
развития буквенного гнозиса (не узнают наложенные друг на друга буквы, плохо
различают нормальное и зеркальное написание букв, с трудом называют и
сравнивают графически сходные буквы);
• пространственные
нарушения (трудности ориентировки в пространстве, при письме, при рисовании,
при конструировании).
Внимание:
• неустойчивый характер
внимания;
• более низкий уровень
произвольного внимания;
• трудности
сосредоточения в условиях словесной инструкции;
• трудности
переключения;
• трудности в
распределении внимания между практическим действием и речью (детям свойственны
речевые реакции уточняющего и констатирующего характера);
• частые отвлечения от
задания;
• низкий самоконтроль
(дети не замечают свои ошибки и самостоятельно не исправляют их).
Память:
• снижение слуховой
памяти и продуктивности запоминания;
• отсроченное
воспроизведение низкое;
• объем зрительной памяти
в большинстве случаев не отличается от нормы;
• относительно сохранно
смысловое, логическое запоминание.
Мышление:
• отставание в развитии
наглядно-образного мышления (в большинстве случаев связано с тяжестью речевого
дефекта);
• трудности анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, умозаключения по аналогии;
• недостаточная
сформированность внутренней речи, проявляющаяся при переходе речевых
образований в мыслительные и наоборот;
• недостаточный объем
сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;
• трудности в
установлении причинно-следственных связей.
Воображение:
• низкий уровень
продуктивного воображения;
• быстрая истощаемость
процессов воображения;
• для продуктов
деятельности характерны штампы, однообразие;
• словесное творчество
снижено (ответы односложны, рассказы бедны).
Моторика:
• нарушения равновесия;
• нарушения координации
движений;
•
недифференцированность движений пальцев рук;
•
недифференцированность артикуляционных движений.
2. Особенности
деятельности. Игровая деятельность:
• большая
вариабельность в зависимости от формы речевой патологии;
• трудности
взаимодействия со сверстниками;
• трудности в играх с
правилами;
• часто игры носят
подражательный характер;
• речевое общение
затруднено;
• игровой сюжет, как правило,
простой, однообразный, не имеет целенаправленного характера.
Изобразительная
деятельность:
• нарушения мелкой
моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.;
• бедность сюжетов,
узость тематики. Учебная деятельность:
• низкая общая
организованность;
• неустойчивость;
• рассеянность
внимания;
• слабость переключения
внимания;
• уход от трудностей;
• низкий самоконтроль;
• трудности в анализе
образца;
• механические приемы
выполнения заданий.
3. Особенности развития
эмоционально-волевой сферы и личности
Многим детям с речевыми
нарушениями свойственны:
• зависимость от
окружающих;
• пассивность;
• низкая
работоспособность;
• сниженный уровень
притязаний;
• неадекватная
самооценка;
• расстройства
настроения
Как указывает Н.В.
Дроздова, если речь идет о тяжелых речевых нарушениях, то здесь возможности
обучаться таким детям в средней школе нет. Для таких детей существуют
специальные детские сады и школы. Тяжелые нарушения речи проявляются в виде
ярко выраженной недостаточности средств общения, при условии, что у ребенка в
порядке слух и интеллект. Дети с подобными нарушениями имеют весьма скудный
словарный запас и практически не разговаривают.
Вследствие этого у них
очень ограничен словарный запас, ограничивается и общение с окружающими их
людьми. Даже если учесть, что большая часть таких детей имеет способность
понимать речь, которая к ним обращена, они сами не могут общаться при помощи
слов с окружающими их людьми. Все это часто приводит к тому, что положение
таких детей в коллективе становится весьма затруднительным, они не могут
участвовать в играх со своими сверстниками, они не могут принять участие в
общественной деятельности. А поэтому и развивающая функция общения крайне
минимальна в данном случае. Таким образом, несмотря на нормальную способность
умственного развития, дети с нарушениями речи весьма часто страдают вторичным
психическим отставанием, что иногда мешает понять таких детей, и в результате
складывается ошибочное мнение о них, в частности об их неполноценности в плане
интеллектуального развития. Это ошибочное суждение часто поддерживается
отставанием в понимании грамматики и арифметики.
Как указывает О.Е.
Грибова, при тяжелых речевых нарушениях у детей наблюдается общее недоразвитие
речи. Оно проявляется виде звуковой неполноценности, а также лексической и
грамматической . Как результат подобных нарушений, большая часть детей с
подобными нарушениями страдают еще и ограниченностью мышления, речевых
обобщения, при чтении и письме. Понятно, что все это осложняет усвоение и
понимание научных основ, хотя первично, умственное развитие у них сохранено.
Осознание ребенком того, что он неполноценен и бессилен при попытках начать
общение очень часто провоцирует такие изменения в характере как замкнутость,
негативизм, нередко и бурным эмоциональным срывам. Иногда возникают апатичные
состояния, равнодушие, вялость, неустойчивое внимание.
Уровень проявлений
подобных реакций находится в прямой зависимости от того в каких условиях
находится ребенок. Если не его проблемах с речью не заостряется внимание, не
указывается постоянно на то, что его речь неправильна, отсутствуют нетактичные
высказывания в адрес ребенка, а наоборот все стремятся максимально его понять и
сгладить то непростое положение, которое есть у него в обществе, негативных
реакций у ребенка наблюдается гораздо меньше. Чаще всего, при соблюдении
правильного педагогического подхода, дети с нарушениями речи могут овладеть
устной и письменной речью, они даже могут усвоить стандартный объем знаний,
которые даются в школе. При этом, как указывает Г.А. Волкова, по мере развития
речи, вторичные психические изменения пропадают.
Таким образом, у детей
с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные
психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности,
отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется
в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является
факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон
психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.10.2023
Дата обновления: 25.10.2023
Дата публикации: 23.10.2023
Комментарии0
Новый комментарий