18.01.2022
(Принцип 9 Декларации прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН от 20 ноября 1995г.)
Первоочередной
проблемой, с которой сталкивается современное общество - жестокое обращение с
детьми, пренебрежение их интересами которое не только наносит непоправимый вред
их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые
социальные последствия.
По данным статистики,
спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно
2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и
интернатов. В общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся
жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс.
получают телесные повреждения. В России регистрируется свыше 2,5 тыс.
сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в
отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований
несовершеннолетних.
Жестокое обращение с
детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью,
быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по
отношению к детям - дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку
жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.
Необходимость защиты
ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от
эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении
различных форм насилия и связанных с ними последствий.
Жестокое обращение с
детьми – действия (или бездействие) родителей,
воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому
здоровью ребенка.
Виды жестокого обращения с детьми:
1. физическое,
2. сексуальное (развращение),
3. психическое (эмоциональное),
4. моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями
ребенка).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или
удержание контроля силой над другим человеком.
1)Физическое насилие – действия
(бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых
физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой
повреждения.
Влияние физического насилия на ребенка:
Возраст до 3 лет:
·
малоподвижность, безразличие к
окружающему миру;
·
боязнь физического контакта с взрослыми;
·
реакция испуга на плач других детей;
·
редкая улыбка и проявления радости;
·
плаксивость, постоянное хныканье,
замкнутость, печаль
Возраст от 3 до 6 лет:
·
отсутствие сопротивления, примирение со
случившимся;
·
заискивающее поведение, чрезмерная
уступчивость;
·
лживость, воровство;
·
копирование поведения взрослых;
·
жестокое отношение к животным;
·
болезненное отношение к замечаниям,
критике.
Признаки физического насилия над ребенком:
раны и синяки:
- разные по времени возникновения;
- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
- непонятного происхождения;
- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони,
прута);
ожоги:
топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях,
груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими
предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные
округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка
втянутый центр;
укусы:
следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по
контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие
кровоподтеков;
«синдром
тряски»:
возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его
назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова,
что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются
кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются
сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие
отпечатки пальцев.
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:
- родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором
обращения являются другие люди;
- следы травм различной давности;
- родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;
- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;
- не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;
- отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив,
демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);
- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
2. Моральная жестокость - (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и
потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия
заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.
Влияние моральной жестокости на ребенка. Поведенческие
и физические индикаторы проявления моральной жестокости:
- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;
- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды,
жилища;
- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи,
запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
- не ходит в детский сад, школу, прогуливает уроки, приходит на занятия
слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
- устает, апатичен, сонный вид, опухшие веки, имеет отклонения в поведении.
а так же:
-неумение играть;
- постоянный поиск внимания или участия;
- крайности поведения - инфантилизм или принятие роли взрослого, поведение
в «псевдо взрослой манере»;
-агрессивность или замкнутость, неразборчивое дружелюбие или не желание
общаться;
-жестокость к животным;
- раскачивание на стульях,
-сосание пальцев.
Признаки психологической (эмоциональной) жестокости со
стороны взрослого:
- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
- отвержение ребенка;
- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со
стороны родителей;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или
другим детям;
- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
-лишение ребёнка социальных
контактов (принуждение к одиночеству);
-предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его
возрасту или возможностям;
- негативная характеристика ребенка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом
нуждается;
- отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
Признаки психологической (эмоциональной жестокости) у ребёнка:
- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и
младших школьников);
- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев,
вырывание волос), злость;
- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у
подростков);
- уступчивость, податливость;
- ночные кошмары, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
-нарушение сна, отсутствие аппетита;
-длительно сохраняющееся подавленное состояние;
-беспокойство, тревожность, агрессивность;
-склонность к уединению;
-неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая
сверстников;
-плохая успеваемость;
-низкая самооценка;
-чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
-угрозы или попытка самоубийства.
Обеспечение
безопасности ребенка напрямую связано с предостережением от опасных,
необдуманных контактов с посторонними людьми. Но не всегда это помогает ребенку
избежать насилия, так как в 85% случаев насильственные действия сексуального
характера совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит
от него, доверяет ему или даже любит.
Влияние сексуального насилия на ребёнка
Особенности психического состояния и поведения детей,
позволяющие заподозрить сексуальное насилие в дошкольном возрасте:
- ночные страхи, кошмары;
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или
игрушками;
- открытая мастурбация;
- несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;
- беспричинные нервно – психические расстройства.
- ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или
необычные сексуальные познания или действия;
- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
- может жаловаться на физическое нездоровье;
- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со
сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны
обидчика.
Чтобы защитить ребенка
от жестокого обращения, от его последствий, обеспечить ему счастливое детство и
право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье,
обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные
принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей,
необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и,
если возникнет такая необходимость, защитить его. Конечно же распознавание
признаков жестокого обращения является обязанностью сотрудников органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. Но наш долг понимать ответственность за наших детей,
проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к детям,
подвергающимся жестокому обращению.
Приложение 1
Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно
подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников
1.
Не упрекайте ребенка за то, что он не
рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить
случившееся.
2.
Поговорите с ребенком, определите источник
конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
3.
Дайте понять ребенку, что вы понимаете его
и верите.
4.
Поставьте в известность классного
руководителя и администрацию школы.
Приложение 2
Рекомендации для родителей, чьи дети
подверглись изнасилованию
1. Старайтесь
вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
2. Постарайтесь
своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
3. Уверьте
в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что,
когда и кому он расскажет о случившемся.
4. Скажите
ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый
имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
5. Помогите
определить основную трудность, проблему.
6. Уменьшите
чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
7. Способствуйте
повышению самооценки.
8. Найдите
в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
9. Помогите
ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите
выход их создавшегося положения.
10. Убедите
ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором
он находится, пройдет, но для этого нужно время.
11. Подскажите
ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет
мобилизовать свои собственные силы.
12. Приветствуйте
позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение
секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного
окружения, близких людей.
13. Предложите
ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства,
снять напряжение.
Источники:
1. https://infourok.ru/doklad-profilaktika-nasiliya-i-zhestokogo-obrasheniya-s-detmi-4612928.html
2.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/04/20/konsultatsiya-dlya-roditeley-zhestokoe-obrashchenie
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.03.2022
Дата обновления: 23.03.2022
Дата публикации: 18.01.2022
Комментарии0
Новый комментарий