Предупреждаем и устраняем ошибки чтения и письма

02.04.2020

Выполняя следующие задания, ребёнок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение (записать с помощью счетных палочек или в тетради полосками).
  5. Определить место слова в предложении – какое по счёту.
  6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.

А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:


  1. Выделить гласный звук из слога и слова.
  2. Определить место гласного звука в слове (начало, середина или конец слова).
  3. Назвать гласные в слове.
  4. Записать только гласные звуки данного слова.
  5. Определить пропущенный слог в слове: __буз, __жа, жа__, ли__.
  6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).
  7. Выделить в предложении слова, состоящие из определённого количества слогов.

Примерные задания по формированию звукобуквенного анализа:

  1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.
  2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
  3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
  4. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определённой последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.
  5. Преобразование слов: а) добавить звук: мех – смех; рак – брак, роза – гроза; б) изменяя один звук слова, составить цепочку слов: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сор; в) переставить звуки местами: липа – пила, палка – лапка;
  6. Какие слова можно составить из букв одного слова: ракета – ракета, огород – город, дорога – гора, рога, род, город.
  7. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: сом – мороз – заяц – цыпленок – кубик – класс – стая.
  8. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
  9. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т.д. (с….. – соревнование).
  10. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: кот – ток, нос – сон, сор – рос.
  11. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: порт, арбуз, ранец, торт, астра. Дети выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (парта).
  12. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии. 
  13. Какой звук убежал (лампа – лапа, речка – река, гроза – роза)?
  14. Найти общий звук в словах: платье – лавка, собака – озеро, балет – облако.

Если ребёнок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звукослоговой синтез. Ребёнку можно предложить упражнения:

  1. Назвать слово, произнесенное отдельными звуками (к, о, ш, к, а);
  2. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам;
  3. Составить слово из слогов, которые даны в беспорядке:
  4. Произнести слитно предложение, которое дано по слогам (на-тра-ве-не-вид-но-троп-ки).

Наконец, проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов:Хочу такой сайт

  1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку; выполнить действие; ответить на вопросы;
  2. Прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку;
  3. Выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картинки;
  4. Найти в тексте ответ на вопрос;
  5. Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

Параллельно необходимо обогащать словарный запас ребёнка, уточнять с ним обобщающие понятия, лексическое значение (толкование) слов, подобрать к слову синоним (похожее по значению «Скажи по-другому») и антоним (противоположное по значению «Скажи наоборот»). Если ребёнок слышит слово впервые, приучайте обращаться к толковым словарям или найти его значение в Интернете.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.04.2020

Дата обновления: 04.04.2020

Дата публикации: 02.04.2020

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».