Дорожная карта внедрения Программы просвещения родителей

14

15
16

Прохождение курсов повышения
квалификации педагогами по данному
направлению
Анализ эффективности реализации
Программы просвещения
Описание опыта работы по внедрению
Программы просвещения

2025

Старший воспитатель

Декабрь 2025

Заведующий
Старший воспитатель
Заведующий
Старший воспитатель

Январь 2026

Паспорт программы
№

Цель программы

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) воспитанников МБДОУ № 18 г. Азова в
вопросах образования, развития и воспитания.

Задачи программы

- создать условия, направленные на развитие осознанного и

Сроки, этапы
реализации программы

Планируемые результаты

ответственного
родительства
как
базовой
основы
благополучия семьи;
- организовать конструктивное взаимодействие в форме
сотрудничества и установления партнерских отношений с
родителями (законными представителями) воспитанников
ДОУ для решения образовательных задач и повышения
качества дошкольного образования;
- создать условия для вовлечения родителей (законных
представителей)
воспитанников
в
воспитательнообразовательный процесс и приобщения их к активному
участию в воспитательно-образовательном процессе через
нетрадиционные формы работы с семьей;
- способствовать привлечению родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ к открытости, передаче
положительного опыта семейного воспитания;
1 этап – подготовительный (декабрь 2024 - январь 2025
г.).
2 этап – основной (практический) (март 2025г. – ноябрь
2025 г.).
3 этап – заключительный (декабрь 2025г.).
повышение уровня осознанности, ответственности,
родительской компетентности в вопросах образования,
развития и воспитания своего ребенка;
- повышение
активности
родителей
(законных
представителей)
в
воспитательно-образовательном
процессе;
- объединение интересов семьи и педагогов в вопросах
обучения, воспитания и развития детей, установление
партнерских отношений с родителями (законными
представителями) воспитанников;
- рост
удовлетворенности
родителей
(законных
представителей) воспитанников качеством дошкольного
образования в МБДОУ № 18 г. Азова;

1.
2.
3.
4.
5.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является
повышение роли родителей в организации воспитания и обучения детей. Это выражено в новом
уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию
родительской компетентности, активного вовлечения родителей в деятельность органов
общественно- государственного управления образованием.
Ст.44 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» зафиксировала главенствующую роль родителей в
воспитании и обучении детей. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013г.
№1155) предполагает реализацию задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2024 год объявлен Президентом Российской Федерации в России Годом семьи (Указ
Президента РФ от 22.11.2023г. №875). Для решения цели, которая определена данным Указом, а
именно популяризация государственной политики в сфере защиты семьи, сохранение
традиционных семейных ценностей, перед российской системой образования (в том числе
дошкольной ступени общего образования) стоят важные задачи:
поддержка семейного воспитания;
формирование ответственного, осознанного родительства;
повышение социальной, коммуникативных и педагогической компетенции родителей;
создание максимальных условий для роста и развития детей;
создание экономических и психологических условий для защиты детей.
Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается в
Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года, где в
качестве приоритетов государственной семейной политики определены утверждение традиционных
семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения
семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и
обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
В проведении государственной семейной политики предусматривается активное участие
семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей.
В основе Программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих
МБДОУ № 18 г. Азова, лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных
взаимоотношений семьи и дошкольной организации, а именно – осознанности, сотрудничества,
взаимодействия и доверительности.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества.
Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит
первичная социализация ребенка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми,
формируется образ
«Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает
фундамент полноценного развития личности.
Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных возможностей семьи,
повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы
современной педагогической практики, именно этими обстоятельствами диктуется необходимость
постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и
актуальность организации для них различных форм просветительской деятельности.
Цель и задачи программы:
Цель программы: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ № 19 г. Азова в
вопросах образования, развития и воспитания.

Задачи:
- создать условия, направленные на развитие осознанного и ответственного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
- организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и установления
партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ для
решения образовательных задач и повышения качества дошкольного образования;
- создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в
воспитательно-образовательный процесс и приобщения их к активному участию в воспитательнообразовательном процессе через нетрадиционные формы работы с семьей;
- способствовать привлечению родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ к
открытости, передаче положительного опыта семейного воспитания;
Основные принципы программы.
- принцип организующей роли педагогов как организаторов мероприятий, нацеливающих
родителей на роль полноправных союзников в решении поставленных задач воспитания и
образования детей дошкольного возраста;
- принцип открытости и доверия (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в
сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности ДОУ, предоставление
каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в МБДОУ № 19 г.
Азова;
- принцип систематичности и последовательности (взаимодействие с семьёй требует системного
подхода к теоретико-практическому изучению основ психолого-педагогических знаний);
- принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи;
- принцип согласованного взаимодействия (возможности высказать друг другу свои мнения о тех
или иных проблемах в воспитании невозможно без учета интересов и запросов семьи, общения на
«равных»);
- принцип эффективности форм взаимодействия семьи с ДОУ (формы выбираются в
соответствие с социально-психологическими условиями, интересами семьи);
- принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей (законных
представителей) воспитанников по разным вопросам воспитания, образования, деятельности ДОУ).
Планируемые результаты.
Планируемые результаты реализации программы просветительской деятельности для
родителей детей, посещающих МБДОУ № 18 г. Азова, носят отсроченный характер, но
деятельность педагогического коллектива МБДОУ №
18 г. Азова нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей
и ДОУ.
Результатами реализации программы могут стать:
- повышение уровня осознанности, ответственности, родительской компетентности в вопросах
образования, развития и воспитания своего ребенка;
повышение активности родителей (законных представителей) в воспитательнообразовательном процессе как субъектов этого процесса, в том числе трансляции собственного
положительного опыта семейного воспитания;
- объединение интересов семьи и педагогов в вопросах обучения, воспитания и развития детей,
установление партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников;
- вырастет удовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников качеством
дошкольного образования в МБДОУ № 19 г. Азова;
Содержательный раздел.
Реализация Программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих
МБДОУ № 19 г. Азова, рассчитана на 2024 и 2025 год.
Программа открыта к изменениям и дополнениям. Активными участниками программы
являются родители (законные представители) воспитанников. В ряде мероприятий предполагается,
в том числе, участие представителей старшего поколения семей, близких родственников.

Направления деятельности.
1)
Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей) и образовательных
потребностях родителей; а также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного
анализа;
2)
Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОУ ОП ДО и АОП ДО;
условиях пребывания ребенка в группах МБДОУ № 19 г. Азова; содержании и методах
образовательной (воспитательной) работы с детьми, обучение родителей методам и приемам
взаимодействия с ребенком и др.;
3)
Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих
проблем воспитания и обучения детей; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и
педагогом; способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми; способах
организации и участия в воспитательно-образовательном процессе.
Технологии, используемые при реализации программы.
- технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования,
направленные на формирование готовности к мотивации к изменениям в поведении, участию в
просветительских мероприятиях;
- технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают различные тренинги
родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультирование;
- технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм, как семинары,
конференции, мастер-классы, распространение специальной литературы и видеоматериалов,
использование Интернет-ресурсов;
- технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью
которых является формирование социально важных навыков;
- технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп самои взаимопомощи среди родителей.
Этапы, сроки реализации программы.
1
этап – подготовительный (декабрь 2024г. – январь 2025 г.).
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса с учетом пожеланий
и запросов родителей, создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации
программы просветительской деятельности для родителей детей, посещающих МБДОУ № 18 г.
Азова.
2
этап – основной (практический) (февраль 2025 г. – ноябрь 2025 г.).
Цель: реализация плана мероприятий программы просветительской деятельности для родителей
детей, посещающих посещающих МБДОУ № 19 г. Азова
3
этап – заключительный (декабрь 2025 г.).
Цель: подведение итогов реализации плана мероприятий программы, определение эффективности
ее реализации посредством анализа, планирование и корректировка плана мероприятий на
следующий календарный год с учетом выявленных проблем и пожеланий родителей (законных
представителей), а также других участников программы.
Организационный раздел.
Кадровые условия.
В реализацию Программы просветительской деятельности для родителей детей,
посещающих МБДОУ № 18 г. Азова, вовлечены все педагогические работники МБДОУ, а также
педагогические работники учреждений дополнительного образования, работники культурных

центров и др. общественных организаций города.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение не выдвигает особых требований к реализации
Программы, т.к. предполагает использование тех внутренних
ресурсов, которые имеются в МБДОУ № 18 г. Азова на момент разработки данной Программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».