ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого педагога: 1. Адаптация (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности); 2. Стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности); 3. Преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности). План работы с молодым педагогом. Содержание мероприятий: 1. Создание приказа о наставничестве. Закрепление опытных педагогов за молодыми педагогами. 2. Изучение «Положения о наставничестве», «Программы наставничества» 3. Сбор данных о молодом педагоге. Анкетирование молодого педагога. 4. Планирование образовательной деятельности на неделю – «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течение дня (режимные моменты)). 5. Составление рабочей программы педагога. 6. Консультация по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе» , «Планирование перспективного плана». 7.Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение ООП учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана самообразования. Помощь в изучении ФК «ОБ образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ. 8.Изучение методики проведения ООД, утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики. 9.Эффективное использование дидактического материала в работе молодого педагога. 10.Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей обучающихся. 11.Мониторинг детского развития. 12. Советы и рекомендации «Адаптация детей младшего дошкольного возраста». 13.В День дошкольного работника и воспитателя: торжественное чествование молодых педагогов на рабочем месте. 14. Обеспечение охраны труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ, предупреждение терроризма. Август – Сентябрь. 1. Анкетирование «Личностный паспорт воспитателя». 2. Выбор темы по самообразованию. Оказание помощи в составлении плана работы по теме самообразования. 3. Оказание помощи в подборе новинок методической литературы для самообразования. 4. Консультация «Календарное планирование образовательной работы с детьми» (педагогические мероприятия, совместная деятельность). 5. Консультация «Методика проведения занятий». 6. Контроль за планированием образовательной работы в группе молодого педагога. 7. Совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня. 8. Тренинги для молодых педагогов для формирования чувство общности целостности в коллективе, профилактика профессионального выгорания, повышение эффективности педагогического процесса, помощь в преодолении профессиональных страхов, психологической адаптация к условиям работы, сформировать умение работать в команде, положительную самооценку, развивать профессиональное мастерство «Профессиональная адаптация молодого педагога», «Я современный педагог», «Сердце молодого педагога». 9.Показ открытых занятий наставниками и молодым специалистом. 10. Работа с методической литературой и интернет - источниками в методическом кабинете. 11. Наблюдение как метод проведения педагогической диагностики. Заполнение диагностической карты индивидуального развития детей. 12. Разработать совместно со специалистами детского сада сценарий развлечения. 13.Советы по размещению информаций на сайте, ВК и телеграмме. Октябрь. 1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Круглый стол по теме: «Организация педагогического мониторинга по выявлению уровня усвоения программного материала воспитанниками группы. Оформление документации по педагогическому мониторингу». 3. Оказание помощи в составлении аналитических справок по результатам педагогического мониторинга. 4. Специфика проведение праздников. Взаимодействие специалиста и воспитателя. 5.Анкетирование молодых педагогов. 6.Семинар-практикум «Роль игры в развитии дошкольников». 7.Педсовет «Здоровье - сберегающие технологии в ДОУ»,игра «Модель здорового ребенка».Использование в работе здоровье - сберегающих технологий. 8. Психологические тренинги для молодых педагогов. 9. Индивидуальные консультации: «Режим дня и его значение в жизни и развитии ребенка». 10. Разработать совместно со специалистами детского сада сценарий развлечения. 11.Советы по размещению информаций на сайте, ВК и телеграмм канале. 12. Провести инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности при проведении новогодних мероприятий. Ноябрь – Декабрь. 1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности») . 3. Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями». 4. Контроль за планированием и организацией работы с родителями. 5.Квиз игра «Моя профессия-воспитатель». 6.Повышение квалификации молодых педагогов. 7. Помощь в написании докладов и статей. 8.Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. 9.Психологические тренинги для молодых педагогов. 10. Заседание «Основные направления деятельности ДОУ с молодыми педагогами». Координация действий по улучшению условий образовательного процесса. 11. Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете. 12.Посещение городских библиотек (самообразование педагогов). Январь. 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Мастер-класс «Руководство развитием игровой деятельности детей». 3. Контроль планирования работы по развитию игровой деятельности детей. 4.Просмотр ППРС по областям. 5.Рекомендации по пополнению развивающей среды в группе. 6.Использование современных технологий в работе педагога. 7.Психологические тренинги для молодых педагогов. 8. Консультации «Детские капризы и истерики». 9. Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете. 10.Обновление материалов на сайте ДОО и ВК и телеграмм канале. Февраль. 1. Организация посещений педагогом – наставником педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Индивидуальные консультации по планированию воспитательно - образовательной работы с детьми. 3.Составление конспектов педагогических мероприятий молодыми педагогами. 4.Консультация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». 5.Участие в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах. 6.Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. 7.Психологические тренинги для молодых педагогов. 8.Посещение городских библиотек (самообразование педагогов). 9. Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете. 10.Обновление материалов на сайте ДОО и ВК и телеграмм канале. Март. 1. Организация посещений педагогом – наставником педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Родительское собрание «Итоги и удачи года» 3.Тестирование молодых педагогов по выявлению знаний по реализуемой программе. 4.Знакомство с мониторингом, изучение методик проведения и обследования обучающихся. Подготовка к летнему оздоровительному периоду. 5. Психологические тренинги для молодых педагогов. 6.Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ». 7. Консультация воспитателям «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников». 8. Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете. 9.Обновление материалов на сайте ДОО и ВК и телеграмм канале. 10.Посещение городской библиотеки по самообразованию. Апрель. 1.Педсовет «Калейдоскоп успеха», участие молодых педагогов и наставников. 2. Отчеты молодых воспитателей по темам самообразования. 3.Педагогический марафон для молодых педагогов. 4. Консультации воспитателям «Как корректировать поведение ребенка». 5.Помощь в оформлении картотеки по играм и прогулки по временам года. Май. Отчёт по наставничеству. Работа летне-оздоровительного лагеря. Проведение мастер-класса «Наши руки не знают скуки». Выставка работ молодых педагогов. По окончании срока наставничества молодой педагог совместно с наставником в течение 10 дней сдает куратору следующие документы: 1. 2. 3. отчет молодого педагога о проделанной работе; оценка педагогической деятельности молодого педагога наставником план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого педагога. Деятельность наставника в работе с молодым специалистом считается эффективной, если: молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации педагогической деятельности; 2. проведение всех режимных моментов, НОД, самостоятельной деятельности и т.п. стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности; 3. показатели мониторинга качества усвояемости ООП у детей находятся на базовом уровне; 4. педагог продолжает свою профессиональную деятельность. 1.