Приложение 2

Приложение 2
ВАРИАНТНЫЙ МОДУЛЬ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МБДОУ № 18 г.
Азова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Патриотическое воспитание дошкольников является важной составляющей системы
воспитания в МБДОУ № 18 г. Азова. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования определяет пути нравственно-патриотического воспитания детей
через: приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о
малой родине и Отечестве, социокультурные ценности нашего народа, отечественные традиции и
праздники.
В стандарте подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи
из поколения в поколение опыта, традиций и видения мира, сформулирована позиция семьи как
заказчика и активного участника образовательной деятельности, выдвинут принцип
взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей как основополагающий в
построении образовательной деятельности.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности,
любви, интереса к стране, трудолюбия; ощущение принадлежности своей земле, своему народу,
сознание собственной востребованности в родной стране.
Целью патриотического воспитания дошкольников является создание воспитательной
среды, способствующей формированию первичного представления о России, родном крае, любви
к своему Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становлению
устойчивой связи поколений.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
- создание социокультурного образовательного пространства МБДОУ № 18 г. Азова,
обеспечивающего нравственно-патриотическое воспитание ребенка через интеграцию
педагогического и семейного воспитания, сотрудничество с социальными институтами;
- обновление содержания дошкольного образования по формированию любви к родному
краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа на основе
регионального компонента.
- отбор и внедрение эффективных форм реализации мероприятий, направленных на
ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа.
Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на уровне
дошкольников:
- проявляет постоянный и устойчивый интерес к познанию истории икультуры
Донского края.
- имеет представление o своей стране, испытывает чувство привязанности кродному
дому, семье, близким людям.
- узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона и города,уважительно к
ним относится.

- имеет первичный опыт деятельности
и поведения
базовыми ценностями, нормами и правилами российского общества.

в

соответствии

с

Основные направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников:
1.
Формирование представлений (воспитывающая среда МБДОУ № 18 г. Азова)
- формировать представления о России как о стране, в которой живем, о богатстве
природы и культуры России, о великих событиях и героях России, о родном крае, родной
природе, родном языке;
- знакомить детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа,
выдающимися историческими и современными деятелями;
1

- создавать возможности для формирования и развития культуры речи детей;
- знакомить детей с социокультурным окружением: с названиями улиц, зданий,

сооружений и их назначением;
- создавать зоны предметно-пространственной развивающей среды, посвященные
российским и региональным традициям и символике, семейным традициям; места для
рассматривания и чтения детьми книг, изучения материалов, посвященных истории и
современной жизни России и региона, города;
- создавать тематические уголки, посвященные героям и событиям в истории России и
донского региона.
2.
Формирование
отношения
(детско-родительская,
детско-взрослая,
профессионально-родительская общности, детское сообщество)
Детско-родительская общность:
- воспитывать любовь к родной природе, понимание единства природы и людей и
бережного отношения к природе;
- поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей, водить детей на
экскурсии, в парки, зоопарки, музеи;
Детско-взрослая общность:
- формировать чувство любви к России и родному краю, родному языку, культурному
наследию своего народа;
- воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к своим
соотечественникам.
Профессионально-родительская общность:
- реализовывать культурно-образовательные проекты по патриотическомунаправлению;
- привлекать семьи воспитанников к созданию Центров «Растим патриотов»
Детское сообщество:
- создавать условия для появления у детей чувства сопричастности в ходе их участия в
праздниках и проектах патриотической направленности.
3. Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные
практики в МБДОУ м№ 18 г. Азова)
- читать детям книги, вместе с детьми обсуждать прочитанное;
- создавать условия для эмоционального сопереживания за положительных героев в ходе
просмотра/чтения произведений, посвященных героям России, значимым событиям прошлого и
настоящего;
- организовывать коллективные творческие проекты, образовательные квесты,
направленные на приобщение детей к общенациональным культурным традициям, к участию в
праздниках (с привлечением семей воспитанников);
- для донского региона ремеслами,создавать условия для появления собственного
опыта детей;
- проводить специальные игры и занятия, направленные на обогащениесловарного
запаса на основе русского и народного казачьего фольклора;
- петь вместе с детьми народные песни, играть в казачьи народные игры,
инициировать использовать в самостоятельной деятельности дошкольников.
Рекомендуемые формы организации деятельности дошкольников:
- чтение детям книг, обсуждение прочитанного;
- просмотр/чтение произведений, посвященных героям России, значимымсобытиям
прошлого;
- коллективно-творческие проекты;
- образовательные квесты, направленные на приобщение детей к общенациональным
культурным традициям, к участию в праздниках (спривлечением семей воспитанников);
- знакомство с традиционными для донского региона ремеслами;
- игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса на основе русского и
2

народного казачьего фольклора;
- народные песни, игры.
Показателями
эффективности
реализуемых
направлений
и форм
организации деятельности детей дошкольного возраста являются:
-проявление
у дошкольников
постоянного
и устойчивого
интереса
к
познанию истории и культуры Донского края;
-имеет представление o своей стране, испытывает чувство привязанности кродному дому,
семье, близким людям;
-узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона и города,уважительно к ним
относится ;
- имеет первичный опыт деятельности
и поведения в соответствии с
базовыми ценностями, нормами и правилами российского общества.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста какоснова
патриотического воспитания
Патриотическое воспитание строится на идее патриотизма как нравственного чувства,
которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада,
народных и семейных традиций.
Основания формирования чувства патриотизма у дошкольников такие же как и основания
для духовно- нравственного воспитания. Патриотическое воспитание как часть духовнонравственного будет успешным, если линия жизни ребенка будет укоренена в отеческой
культуре, если будет культивироваться (взращиваться) преемственность ценностей и смыслов
исторического бытия своего народа.
В дошкольном возрасте в круг нравственно-патриотических ценностей входят: любовь к
родной семье, родному городу, миру родной природы, уважение к истории и традициям своего
народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре, «направленность на мир
семьи».
Цель: Создание условий ориентированных на приобщение детей к духовно-нравственным
и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как
знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
- формирование у ребенка основ гражданской и культурной идентичности на доступном
содержании, доступными средствами ;
- приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
- формирование основ духовно-нравственного воспитания дошкольников через
приобщение к национальным традициям и культуре на основе этнокультурного казачьего
компонента;
- воспитание уважения к прошлому донских казаков, восстановление духовной связи
прошлых поколений и современного казачества ;
- формирование способов поведения, адекватных норм отношений в современном
социуме, умения отражать освоенные ценности в доступных возрастувидах деятельности.
Целевые ориентиры результатов у дошкольников :
- имеет представления о своем крае, об истории возникновения родного города(поселка)
и края, основных достопримечательностях, культурных и природных богатствах Донского
региона, труде людей; проявляет потребность в передаче информации об этом, осознанно
применяет знания в разных видахдеятельности;
- имеет первоначальные представления об истории России, ее главных событиях,
осознает значимость исторических событий; нравственную ценность поступков людей;
проявляет устойчивый интерес к истории Донского казачества, гордится боевыми подвигами
казаков в войнах России;
- имеет представления о различных элементах русской традиционной культуры:
предметы быта, домашняя утварь , устройство жилища, специфика праздничного и
3

повседневного костюма, национальная кухня, традиции семьи, обычаи народа; самостоятельно
применяет полученные знания в разных видах художественно-продуктивной, коммуникативной
деятельности ;
- имеет знания и ценностно-смысловые компетенции о разнообразных жанрах казачьего
фольклора, народных промыслах, праздниках и традициях отражающих казачий быт, знаком с
творчеством художников, композиторов, писателей воспевающих Донской край; владеет
способами поведения, адекватными знаниями о культурных ценностях народа, необходимости
их защиты и преумножения; осознает возможность своего участия в сохранении и преумножении
культурных достижений города, села, края.
- проявляет интерес к объектам других национальных культур, потребность получения
информации о них (язык, одежда, искусство, обычаи, национальная кухня, игры );проявляет
толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей.
Рекомендуемые основные направления воспитательной работы:
-формирование уклада жизни детей в МБДОУ № 18 г. Азова на основе базовых
национальныхценностей;
-духовно-нравственное
воспитание
ребенка
средствами
отечественной
культуры;
-формирование у детей представлений о духовных традициях и культуреродного Донского
края на основе этнокультурного казачьего компонента;
-становление у детей дошкольного возраста нравственного поступка какосновного
достижения дошкольного детства.
Формы организации:
- беседы о семье, семейных и родственных отношениях: взаимные чувства, правила
общения в семье, значимые и памятные события, досуг семьи, семейный бюджет;
- обогащение представлений о нравственных качествах людей, их проявлении в
поступках и взаимоотношениях;
- познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение
произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка
родного края;
- активное участие в празднование событий, связанных с местом проживания ребенка
переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и
настоящего;
- расширение представления детей о праздновании государственных праздниках и
поддержание интереса детей к событиям, происходящим в стране, развитие чувства гордости за
достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны
на основе цифрового образования;
- включение детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские
мероприятия в детском саду и в городе (поселке).
Показателями эффективности реализуемого направления и форморганизационной
деятельности у дошкольников являются:
- владение первичными представлениями о базовых ценностях, приобретение первичного
опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями,
нормами и правилами, принятыми в обществе;
- устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера к
культурному наследию, обычаям, традициям, праздникам Донского края на основе
регионального компонента;
-владение способами поведения, адекватными знаниями о культурных ценностях народа,
осознание возможности своего участия в сохранении и преумножении культурных достижений
города, села, края;
- проявление интереса к объектам других национальных культур, потребность получения
информации о них (язык, одежда, искусство, обычаи, национальная кухня, игры ); проявление
толерантности и уважения по отношениюк представителям других национальностей.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
4

В условиях реализации ФГОС ДО дошкольная образовательная организация создает
условия для участия родителей (законны представителей) вобразовательной деятельности на
основе партнерских отношений, активного сотрудничества с семьей, включая вопросы
духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
В современных условиях развития общества возникает необходимость восстановление
духовной связи прошлых поколений и современного казачества через семью и семейное
воспитание.
Целью работы является создание образовательного пространства МБДОУ № 18 г. Азова,
стимулирующего становление духовно-нравственной личности ребёнка на основе историкокультурных семейных традиций донского казачества во взаимодействиис семьей.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
1. Создать в МБДОУ № 18 г. Азова и в семье условия для становления и развития
духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, себе, детскому саду, городу;
- к культурному наследию своего народа, его истории;
- к природе родного края.
2. Формировать интерес родителей к духовно-нравственному воспитаниюдетей на основе
казачьей семьи и православной культуры.
3.
Стимулировать и поддерживать социально-педагогическую конструктивную
активность семьи, просвещать и приобщать родителей к духовно- нравственному воспитанию
детей.
Целевые ориентиры результатов
- ребенок проявляет любовь, уважение, заботу по отношению к семье,близким людям;
-повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), обогащение детско- родительских отношений, вовлечение их в воспитательно-образовательный
процесс как равноправных партнеров в вопросах духовно-нравственного и патриотического
воспитания на основе историко- культурных семейных традиций донского казачества;
Рекомендуемые основные направления организации взаимодействия ссемьями
воспитанников:
- выработка единых требований к содержанию воспитания в семье и в МБДОУ № 18 г.
Азова;
- освоение содержания национальных традиций и понимания консолидирующего
значения воспитания в детях поло-ролевой и семейно-ролевой идентичности и самосознания в
поле казачьей культуры;
- определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий:
«мир», «лад», «долг», «красота», «добро», «гармония», «служение»,
«любовь», «принятие», «согласие», «взаимопонимание»;
- совместное определение форм и средств воспитания детей в семье ; повышение
педагогической культуры родителей на основе этнокультурного казачьего компонента;
расширение их общекультурной и психолого- педагогической компетентности.
Рекомендуемые формы взаимодействия с родителями:
1. Организация консультаций и проведение родительских собраний потемам:
- создание эмоционально-положительного климата в семье;

- социализирующий потенциал организации семейного досуга;
- нравственные потенциалы народной педагогики в организации семейноговоспитания;
- ваши семейные традиции;
- диалог идеальных образов мальчика – девочки, юноши – девушки, мужчины
– женщины в национальных фольклорах;
- тайны национальных традиций здоровьесбережения;
- семья – остров любви, терпения, послушания, спасения;
5

- роль матери и отца в воспитании ребенка;
2.
Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала

для пополнения экспозиции мини-музея культуры и быта, музея казачьего быта;
3.
Проведение совместных досугово-праздничных массовых мероприятий;
4.
Вовлечение родителей и прародителей в организацию и проведение праздников,
экскурсий, досугово-спортивных мероприятий и их оформление;
5.
Использование педагогического проектирования по реализации духовнонравственного воспитания на основе казачьей семьи и православной культуры с привлечением
родителей воспитанников;
6.
Организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки» .
Показатели эффективности реализуемых направлений и форморганизации
деятельности:
По отношению к ребенку:
- эмоционально-положительное отношение к другим людям;
-познавательная активность к знаниям исторического и этнографического характера, знают
православные праздники, основные виды рукоделия и с желанием приобретают навыки на
практике;
-использование полученной информации в образовательной, совместной и самостоятельной
деятельности и творческой активности;
-поведенческая рефлексия;
-нравственно-эстетическая активность.
По отношению к педагогам:
-гуманизация отношения к ребенку;
-повышение интереса к истории, традициям донской православной казачьей семьи,
региональным ремеслам и православным праздникам;
-включение знаний в образовательный процесс и формы организации совместных детскородительских мероприятий.
По отношению к родителям:
-повышенная мотивация и интерес к теме духовно-нравственного воспитания на основе
казачьей семьи и православной культуры, к истории своей семьи и совместному воспитанию
детей;
-повышенная активность соучастия в воспитательном процессе;
-динамика внутрисемейных воспитательных традиций.
Трудовое направление воспитания
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде,
и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать
повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное
воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Цель трудового воспитания дошкольников заключается в формировании ценностного
отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Целевые ориентиры результатов в сфере трудового воспитаниядошкольников:
- имеет представления об отдельных профессиях взрослых на основеознакомления с
конкретными видами труда;
6

- испытывает уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
-вовлекается в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;
-проявляет самостоятельность и уверенность в самообслуживании, имеетжелание
включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.
Рекомендуемые основные направления работы в сфере трудовоговоспитания:
-показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,использовать
его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
-воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
-предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали
ответственность за свои действия;
-собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
-связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
Рекомендуемые формы организации деятельности дошкольников всфере трудового
воспитания:
- встречи детей с представителями разных профессий;
- экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и
взаимоотношения специалистов на работе;
просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для
знакомства детей с многообразием профессий современного человека;
этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к
человеку определённой профессии, раскрытия личностных качеств, помогающих человеку стать
профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности;
-проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые
действия для развития умений реализовывать элементы хозяйственно- бытового труда: вымыть
тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать, погладить носовой платок,
покормить домашнего питомца и т.п.;
-коллективное выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства,
распределение трудовых поручений для получения единого трудового результата.
Показателями эффективности реализуемых направлений в сферетрудового
воспитания дошкольников являются:
-проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру,созданному
человеком;
-отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках,конструировании;
-проявляет самостоятельность и инициативу в труде;
-самостоятелен и ответственен в самообслуживании;
-добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье;
-проявляет уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
-проявляет инициативность и самостоятельность в процессах самообслуживания в группе
(убирает постель после сна, расставляет ровно стулья за столами).

-

7

1.

Методические пособия из опыта работы ДОО по патриотическому
направлению
Организация становления
Т.С. Есаян доцент
Изд-во ГБУ
социально-культурной и
кафедры
ДПО РО РИПКиППРО,
гражданской идентичности
воспитательной
2018г.
дошкольников во взаимодействии
работы
ДОО с семьямивоспитанников. -В 2канд.пед.наук, Н.В.
х ч.
Корчаловскаядоцент
кафедры
дошкольного
образования
канд.пед.наук ГБУ
ДПО РО РИПКиППРО

2.

Духовно-нравственное и
патриотическое воспитание
дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента.
Методическое обеспечение
реализации регионального
содержания по приобщению
дошкольников к культуре и
традициям Донскогокрая.
Методическое пособие. –В2-х ч.

3.

Дошкольникам о празднике
Победы. Методические
рекомендации. -В 2-х ч.

4.

Проектирование и реализация
регионального содержания
дошкольной образовательной
организации на основе этнокультурного казачьего компонента.
Учебно- методическое пособие. – В
3-хч.

Н.В.Корчаловская,
доцент кафедры
дошкольного
образования
канд.пед.наук ГБУ
ДПО РО
РИПКиППРО
Н.Ш. Лебедева
зав.,
И.П. Микаелян
ст.воспитатель
МБДОУ №21
г.Шахты
Н.В. Корчаловская,
Е.П. Янковская
методист.У.О.г.Азов,
А.А. Бедросян
муз.рук.МБДОУ
№11 г.Ростов-на-Дону
Н.В. Корчаловская,
А.А. Бедросян

Изд-во ГБУ
ДПО РО РИПКиППРО,
2018г.

Изд-во ГБУ
ДПО РО РИПКиППРО,
2020г.

Изд-во ГБУ
ДПО РО РИПКиППРО,
2020г.

8

ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
2023 год – Год педагога и наставника
13 января: «Колядки»
27 января: День снятия блокады Ленинграда;
Февраль
8 февраля: День освобождения города Азов от немецко-фашистских захватчиков;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март
8 марта: Международный женский день;
21 марта – Всемирный день поэзии;
22 марта – 5 июня – Дни защиты от экологической опасности
Апрель:
1 апреля: День смеха;
7 апреля – Всемирный день здоровья;
12 апреля: День космонавтики;
13 апреля – День древонасождения
Май
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
Июнь
1 июня: День защиты детей;
12 июня: День России;
16 июня – День
медицинского работника
30 августа – День
освобождения РО от
немецко-фашистких
захватчиков;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
Сентябрь
1 сентября: День знаний;
6 сентября – День добрых дел
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный деньмузыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
14 октября – День казачьей
воинской славы;
28 октября – День символов РО:
9

герба, флага, гимна
Ноябрь
4 ноября: День народного единства;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
Декабрь:
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
31 декабря: Новый год.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».