Приложение 2 ВАРИАНТНЫЙ МОДУЛЬ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МБДОУ № 18 г. Азова ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Патриотическое воспитание дошкольников является важной составляющей системы воспитания в МБДОУ № 18 г. Азова. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути нравственно-патриотического воспитания детей через: приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурные ценности нашего народа, отечественные традиции и праздники. В стандарте подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение опыта, традиций и видения мира, сформулирована позиция семьи как заказчика и активного участника образовательной деятельности, выдвинут принцип взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей как основополагающий в построении образовательной деятельности. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбия; ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в родной стране. Целью патриотического воспитания дошкольников является создание воспитательной среды, способствующей формированию первичного представления о России, родном крае, любви к своему Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становлению устойчивой связи поколений. Достижение цели предусматривает решение следующих задач: - создание социокультурного образовательного пространства МБДОУ № 18 г. Азова, обеспечивающего нравственно-патриотическое воспитание ребенка через интеграцию педагогического и семейного воспитания, сотрудничество с социальными институтами; - обновление содержания дошкольного образования по формированию любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа на основе регионального компонента. - отбор и внедрение эффективных форм реализации мероприятий, направленных на ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа. Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на уровне дошкольников: - проявляет постоянный и устойчивый интерес к познанию истории икультуры Донского края. - имеет представление o своей стране, испытывает чувство привязанности кродному дому, семье, близким людям. - узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона и города,уважительно к ним относится. - имеет первичный опыт деятельности и поведения базовыми ценностями, нормами и правилами российского общества. в соответствии с Основные направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников: 1. Формирование представлений (воспитывающая среда МБДОУ № 18 г. Азова) - формировать представления о России как о стране, в которой живем, о богатстве природы и культуры России, о великих событиях и героях России, о родном крае, родной природе, родном языке; - знакомить детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа, выдающимися историческими и современными деятелями; 1 - создавать возможности для формирования и развития культуры речи детей; - знакомить детей с социокультурным окружением: с названиями улиц, зданий, сооружений и их назначением; - создавать зоны предметно-пространственной развивающей среды, посвященные российским и региональным традициям и символике, семейным традициям; места для рассматривания и чтения детьми книг, изучения материалов, посвященных истории и современной жизни России и региона, города; - создавать тематические уголки, посвященные героям и событиям в истории России и донского региона. 2. Формирование отношения (детско-родительская, детско-взрослая, профессионально-родительская общности, детское сообщество) Детско-родительская общность: - воспитывать любовь к родной природе, понимание единства природы и людей и бережного отношения к природе; - поощрять любознательность и исследовательскую деятельность детей, водить детей на экскурсии, в парки, зоопарки, музеи; Детско-взрослая общность: - формировать чувство любви к России и родному краю, родному языку, культурному наследию своего народа; - воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к своим соотечественникам. Профессионально-родительская общность: - реализовывать культурно-образовательные проекты по патриотическомунаправлению; - привлекать семьи воспитанников к созданию Центров «Растим патриотов» Детское сообщество: - создавать условия для появления у детей чувства сопричастности в ходе их участия в праздниках и проектах патриотической направленности. 3. Формирование опыта действия (виды детских деятельностей и культурные практики в МБДОУ м№ 18 г. Азова) - читать детям книги, вместе с детьми обсуждать прочитанное; - создавать условия для эмоционального сопереживания за положительных героев в ходе просмотра/чтения произведений, посвященных героям России, значимым событиям прошлого и настоящего; - организовывать коллективные творческие проекты, образовательные квесты, направленные на приобщение детей к общенациональным культурным традициям, к участию в праздниках (с привлечением семей воспитанников); - для донского региона ремеслами,создавать условия для появления собственного опыта детей; - проводить специальные игры и занятия, направленные на обогащениесловарного запаса на основе русского и народного казачьего фольклора; - петь вместе с детьми народные песни, играть в казачьи народные игры, инициировать использовать в самостоятельной деятельности дошкольников. Рекомендуемые формы организации деятельности дошкольников: - чтение детям книг, обсуждение прочитанного; - просмотр/чтение произведений, посвященных героям России, значимымсобытиям прошлого; - коллективно-творческие проекты; - образовательные квесты, направленные на приобщение детей к общенациональным культурным традициям, к участию в праздниках (спривлечением семей воспитанников); - знакомство с традиционными для донского региона ремеслами; - игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса на основе русского и 2 народного казачьего фольклора; - народные песни, игры. Показателями эффективности реализуемых направлений и форм организации деятельности детей дошкольного возраста являются: -проявление у дошкольников постоянного и устойчивого интереса к познанию истории и культуры Донского края; -имеет представление o своей стране, испытывает чувство привязанности кродному дому, семье, близким людям; -узнаёт флаг, герб, гимн России, символику своего региона и города,уважительно к ним относится ; - имеет первичный опыт деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями, нормами и правилами российского общества. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста какоснова патриотического воспитания Патриотическое воспитание строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Основания формирования чувства патриотизма у дошкольников такие же как и основания для духовно- нравственного воспитания. Патриотическое воспитание как часть духовнонравственного будет успешным, если линия жизни ребенка будет укоренена в отеческой культуре, если будет культивироваться (взращиваться) преемственность ценностей и смыслов исторического бытия своего народа. В дошкольном возрасте в круг нравственно-патриотических ценностей входят: любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы, уважение к истории и традициям своего народа, осознание принадлежности к своей национальной культуре, «направленность на мир семьи». Цель: Создание условий ориентированных на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. Достижение цели предусматривает решение следующих задач: - формирование у ребенка основ гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными средствами ; - приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; - формирование основ духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к национальным традициям и культуре на основе этнокультурного казачьего компонента; - воспитание уважения к прошлому донских казаков, восстановление духовной связи прошлых поколений и современного казачества ; - формирование способов поведения, адекватных норм отношений в современном социуме, умения отражать освоенные ценности в доступных возрастувидах деятельности. Целевые ориентиры результатов у дошкольников : - имеет представления о своем крае, об истории возникновения родного города(поселка) и края, основных достопримечательностях, культурных и природных богатствах Донского региона, труде людей; проявляет потребность в передаче информации об этом, осознанно применяет знания в разных видахдеятельности; - имеет первоначальные представления об истории России, ее главных событиях, осознает значимость исторических событий; нравственную ценность поступков людей; проявляет устойчивый интерес к истории Донского казачества, гордится боевыми подвигами казаков в войнах России; - имеет представления о различных элементах русской традиционной культуры: предметы быта, домашняя утварь , устройство жилища, специфика праздничного и 3 повседневного костюма, национальная кухня, традиции семьи, обычаи народа; самостоятельно применяет полученные знания в разных видах художественно-продуктивной, коммуникативной деятельности ; - имеет знания и ценностно-смысловые компетенции о разнообразных жанрах казачьего фольклора, народных промыслах, праздниках и традициях отражающих казачий быт, знаком с творчеством художников, композиторов, писателей воспевающих Донской край; владеет способами поведения, адекватными знаниями о культурных ценностях народа, необходимости их защиты и преумножения; осознает возможность своего участия в сохранении и преумножении культурных достижений города, села, края. - проявляет интерес к объектам других национальных культур, потребность получения информации о них (язык, одежда, искусство, обычаи, национальная кухня, игры );проявляет толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей. Рекомендуемые основные направления воспитательной работы: -формирование уклада жизни детей в МБДОУ № 18 г. Азова на основе базовых национальныхценностей; -духовно-нравственное воспитание ребенка средствами отечественной культуры; -формирование у детей представлений о духовных традициях и культуреродного Донского края на основе этнокультурного казачьего компонента; -становление у детей дошкольного возраста нравственного поступка какосновного достижения дошкольного детства. Формы организации: - беседы о семье, семейных и родственных отношениях: взаимные чувства, правила общения в семье, значимые и памятные события, досуг семьи, семейный бюджет; - обогащение представлений о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях; - познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края; - активное участие в празднование событий, связанных с местом проживания ребенка переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего; - расширение представления детей о праздновании государственных праздниках и поддержание интереса детей к событиям, происходящим в стране, развитие чувства гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны на основе цифрового образования; - включение детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке). Показателями эффективности реализуемого направления и форморганизационной деятельности у дошкольников являются: - владение первичными представлениями о базовых ценностях, приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе; - устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера к культурному наследию, обычаям, традициям, праздникам Донского края на основе регионального компонента; -владение способами поведения, адекватными знаниями о культурных ценностях народа, осознание возможности своего участия в сохранении и преумножении культурных достижений города, села, края; - проявление интереса к объектам других национальных культур, потребность получения информации о них (язык, одежда, искусство, обычаи, национальная кухня, игры ); проявление толерантности и уважения по отношениюк представителям других национальностей. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. 4 В условиях реализации ФГОС ДО дошкольная образовательная организация создает условия для участия родителей (законны представителей) вобразовательной деятельности на основе партнерских отношений, активного сотрудничества с семьей, включая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников. В современных условиях развития общества возникает необходимость восстановление духовной связи прошлых поколений и современного казачества через семью и семейное воспитание. Целью работы является создание образовательного пространства МБДОУ № 18 г. Азова, стимулирующего становление духовно-нравственной личности ребёнка на основе историкокультурных семейных традиций донского казачества во взаимодействиис семьей. Достижение цели предусматривает решение следующих задач: 1. Создать в МБДОУ № 18 г. Азова и в семье условия для становления и развития духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности: - к родному дому, семье, себе, детскому саду, городу; - к культурному наследию своего народа, его истории; - к природе родного края. 2. Формировать интерес родителей к духовно-нравственному воспитаниюдетей на основе казачьей семьи и православной культуры. 3. Стимулировать и поддерживать социально-педагогическую конструктивную активность семьи, просвещать и приобщать родителей к духовно- нравственному воспитанию детей. Целевые ориентиры результатов - ребенок проявляет любовь, уважение, заботу по отношению к семье,близким людям; -повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), обогащение детско- родительских отношений, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс как равноправных партнеров в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе историко- культурных семейных традиций донского казачества; Рекомендуемые основные направления организации взаимодействия ссемьями воспитанников: - выработка единых требований к содержанию воспитания в семье и в МБДОУ № 18 г. Азова; - освоение содержания национальных традиций и понимания консолидирующего значения воспитания в детях поло-ролевой и семейно-ролевой идентичности и самосознания в поле казачьей культуры; - определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий: «мир», «лад», «долг», «красота», «добро», «гармония», «служение», «любовь», «принятие», «согласие», «взаимопонимание»; - совместное определение форм и средств воспитания детей в семье ; повышение педагогической культуры родителей на основе этнокультурного казачьего компонента; расширение их общекультурной и психолого- педагогической компетентности. Рекомендуемые формы взаимодействия с родителями: 1. Организация консультаций и проведение родительских собраний потемам: - создание эмоционально-положительного климата в семье; - социализирующий потенциал организации семейного досуга; - нравственные потенциалы народной педагогики в организации семейноговоспитания; - ваши семейные традиции; - диалог идеальных образов мальчика – девочки, юноши – девушки, мужчины – женщины в национальных фольклорах; - тайны национальных традиций здоровьесбережения; - семья – остров любви, терпения, послушания, спасения; 5 - роль матери и отца в воспитании ребенка; 2. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини-музея культуры и быта, музея казачьего быта; 3. Проведение совместных досугово-праздничных массовых мероприятий; 4. Вовлечение родителей и прародителей в организацию и проведение праздников, экскурсий, досугово-спортивных мероприятий и их оформление; 5. Использование педагогического проектирования по реализации духовнонравственного воспитания на основе казачьей семьи и православной культуры с привлечением родителей воспитанников; 6. Организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки» . Показатели эффективности реализуемых направлений и форморганизации деятельности: По отношению к ребенку: - эмоционально-положительное отношение к другим людям; -познавательная активность к знаниям исторического и этнографического характера, знают православные праздники, основные виды рукоделия и с желанием приобретают навыки на практике; -использование полученной информации в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности и творческой активности; -поведенческая рефлексия; -нравственно-эстетическая активность. По отношению к педагогам: -гуманизация отношения к ребенку; -повышение интереса к истории, традициям донской православной казачьей семьи, региональным ремеслам и православным праздникам; -включение знаний в образовательный процесс и формы организации совместных детскородительских мероприятий. По отношению к родителям: -повышенная мотивация и интерес к теме духовно-нравственного воспитания на основе казачьей семьи и православной культуры, к истории своей семьи и совместному воспитанию детей; -повышенная активность соучастия в воспитательном процессе; -динамика внутрисемейных воспитательных традиций. Трудовое направление воспитания С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Цель трудового воспитания дошкольников заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Достижение цели предусматривает решение следующих задач: 1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). Целевые ориентиры результатов в сфере трудового воспитаниядошкольников: - имеет представления об отдельных профессиях взрослых на основеознакомления с конкретными видами труда; 6 - испытывает уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; -вовлекается в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда; -проявляет самостоятельность и уверенность в самообслуживании, имеетжелание включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье. Рекомендуемые основные направления работы в сфере трудовоговоспитания: -показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; -воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; -предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; -собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; -связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. Рекомендуемые формы организации деятельности дошкольников всфере трудового воспитания: - встречи детей с представителями разных профессий; - экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе; просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека; этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определённой профессии, раскрытия личностных качеств, помогающих человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности; -проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые действия для развития умений реализовывать элементы хозяйственно- бытового труда: вымыть тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать, погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и т.п.; -коллективное выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, распределение трудовых поручений для получения единого трудового результата. Показателями эффективности реализуемых направлений в сферетрудового воспитания дошкольников являются: -проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру,созданному человеком; -отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках,конструировании; -проявляет самостоятельность и инициативу в труде; -самостоятелен и ответственен в самообслуживании; -добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду и в семье; -проявляет уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; -проявляет инициативность и самостоятельность в процессах самообслуживания в группе (убирает постель после сна, расставляет ровно стулья за столами). - 7 1. Методические пособия из опыта работы ДОО по патриотическому направлению Организация становления Т.С. Есаян доцент Изд-во ГБУ социально-культурной и кафедры ДПО РО РИПКиППРО, гражданской идентичности воспитательной 2018г. дошкольников во взаимодействии работы ДОО с семьямивоспитанников. -В 2канд.пед.наук, Н.В. х ч. Корчаловскаядоцент кафедры дошкольного образования канд.пед.наук ГБУ ДПО РО РИПКиППРО 2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. Методическое обеспечение реализации регионального содержания по приобщению дошкольников к культуре и традициям Донскогокрая. Методическое пособие. –В2-х ч. 3. Дошкольникам о празднике Победы. Методические рекомендации. -В 2-х ч. 4. Проектирование и реализация регионального содержания дошкольной образовательной организации на основе этнокультурного казачьего компонента. Учебно- методическое пособие. – В 3-хч. Н.В.Корчаловская, доцент кафедры дошкольного образования канд.пед.наук ГБУ ДПО РО РИПКиППРО Н.Ш. Лебедева зав., И.П. Микаелян ст.воспитатель МБДОУ №21 г.Шахты Н.В. Корчаловская, Е.П. Янковская методист.У.О.г.Азов, А.А. Бедросян муз.рук.МБДОУ №11 г.Ростов-на-Дону Н.В. Корчаловская, А.А. Бедросян Изд-во ГБУ ДПО РО РИПКиППРО, 2018г. Изд-во ГБУ ДПО РО РИПКиППРО, 2020г. Изд-во ГБУ ДПО РО РИПКиППРО, 2020г. 8 ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ 2023 год – Год педагога и наставника 13 января: «Колядки» 27 января: День снятия блокады Ленинграда; Февраль 8 февраля: День освобождения города Азов от немецко-фашистских захватчиков; 23 февраля: День защитника Отечества. Март 8 марта: Международный женский день; 21 марта – Всемирный день поэзии; 22 марта – 5 июня – Дни защиты от экологической опасности Апрель: 1 апреля: День смеха; 7 апреля – Всемирный день здоровья; 12 апреля: День космонавтики; 13 апреля – День древонасождения Май 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; Июнь 1 июня: День защиты детей; 12 июня: День России; 16 июня – День медицинского работника 30 августа – День освобождения РО от немецко-фашистких захватчиков; 22 июня: День памяти и скорби. Июль 8 июля: День семьи, любви и верности. Август 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; Сентябрь 1 сентября: День знаний; 6 сентября – День добрых дел 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников. Октябрь 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный деньмузыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; 14 октября – День казачьей воинской славы; 28 октября – День символов РО: 9 герба, флага, гимна Ноябрь 4 ноября: День народного единства; Последнее воскресенье ноября: День матери в России; Декабрь: 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 31 декабря: Новый год. 10