Приложение 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 18 г. Азова
ПРИНЯТО
На педагогическом совете
От «19» августа 2021г.
Протокол №_1__

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от «____»_________20_____г. №_____
Заведующий МБДОУ№ 18 г. Азова
_________________О.Ю.Харламова

Программа по реализации регионального
казачьего компонента в МБДОУ № 18 г. Азова

«Казачий круг»

Содержание
1. Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи
1.2 Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1 Общие положения
2.2 Возрастные особенности детей
2.3 Описание образовательной деятельности
2.3.1 Описание циклов образовательной деятельности
2.3.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации содержания работы.
2.4 Взаимодействие взрослых с детьми
2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников
3.Организационный раздел
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.2 Материально- техническое обеспечение
3.3 Учебно-методическое обеспечение
3.4 Планирование образовательной деятельности.
3.5 Организация режима работы.
4. Результаты реализации программы
5. Использованная литература
Приложения
1. Перспективно - тематическое планирование содержания занятий

Пояснительная записка
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.
Одной из проблем современного общества и образования является проявление у подрастающего поколения бездуховности,
безнравственности, потери интереса к культуре. Это в большой мере связано с тем, что в настоящее время стремительно теряется бережно
сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие своего народа.
Реализация Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года предполагает качественные изменения в отечественной
системе воспитания, направленные на создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Решение обозначенной проблемы в дошкольном детстве, возможно достичь через создание образовательной программы и
организацию совместной деятельности педагога и ребенка соответствующей направленности, учитывая культурное наследие родного края.
Исследуя опыт работы педагогов России и области по формированию положительного, заинтересованного отношения дошкольников к
казачьей культуре, основываясь на региональную программу «Родники Дона» Р.М.Чумичевой, на сборник образовательных программ и
методических рекомендаций по реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании, рабочую программу по духовнонравственному и героико-патриотическому воспитанию дошкольников МБДОУ № 18 г. Азова, была разработана программа по казачеству
«Широкий круг».
Программные задачи:
•
Повысить интерес детей к истории своего народа.
•
Развивать представления детей об истории развития казачества.
•
Обогатить знания детей об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности.
•
Знакомить с историей жилища казаков, их домашней утварью.
•
Развивать знания об одежде казаков, её назначении, названии, украшении.
•
Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
•
Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
•
Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
Программа способствует овладению детьми знаниями об устном народном творчестве казаков, их традициях и истории, народных
играх, традиционных праздниках казаков, их быте и умениями это применять в своей самостоятельной деятельности.
Исходя из поставленных задач определены основные направления программы:
- история казачества, жилище казаков, домашняя утварь, одежда;
- традиционная празднично-обрядовая культура казаков;

- народный казачий фольклор, народное искусство;
- казачьи народные игры и игрушки.
Планируемые результаты
Конечным результатом реализации программы «Казачий круг» должны стать положительная динамика роста патриотизма в
дошкольной среде, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у дошкольников и их родителей.
К концу реализации программы дети должны знать:
‒ об истории переселения казаков в Ростовскую область;
‒ особенности жизни и быта казаков;
‒ повседневную жизнь казаков;
‒ 4-5 казачьих песен, 3-4 частушки;
‒ 5-6 старинных казачьих игр;
‒ элементы казачьей одежды;
‒ особенности православных праздников – Покрова, Рождество, Масленица, Пасха;
‒ 10 заповедей казачества;
‒ диалектную лексику.
‒ уметь:
‒ играть в старинные казачьи игры;
‒ исполнить 4-5 казачьих песен, 3-4 частушки
‒ различать и называть некоторые предметы быта;
‒ называть основные православные праздники
Программа предполагает творческое сотрудничество с семьями воспитанников. Участие родителей в праздниках, занятиях,
конкурсах, фотовыставках, в изготовлении казачьих костюмов, знакомство с семейными легендами, реликвиями, – все это создает
атмосферу любознательности, преемственности семьи и детского сада.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: старшие и подготовительные группы детского сада.
Срок реализации программы – 3 года.
Формы организации воспитательно-образовательного процесса:
– фронтальные занятия;
– экскурсии в Краеведческий музей;
– совместная деятельность воспитателя с детьми;
– совместная деятельность родителей с детьми;
– праздники и развлечения.
Режим занятий: занятия проводятся в рамках групповой и подгрупповой работы 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 15-30
минут (в соответствие возраста детей).

Содержание программы
Общие положения
Содержание работы по программе «Широкий круг» способствует реализации регионального компонента образования,
соответствующего ФГОС ДО в части реализации образовательных областей – «познавательное развитие», «социально-коммуникативное
развитие»», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» и знакомит дошкольников с историей и
культурой Донского края.
В основе программы лежит региональная программа дошкольного образования «Родники Дона» Р.М. Чумичевой, О.Л. Ведмедь, Н.А.
Платохиной.
Цель программы: развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края, создание условий для
открытия ребёнком ценностей и смыслов, определяющих характер социокультурной и творческой деятельности.
В содержание программы заложены основы развития каждого ребёнка системы знаний о своеобразии родного края, что способствует
становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины».
Занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда,
рисования, конструирования, слушания музыки, чтения художественной литературы, театрализации, знакомства с календарными народными
праздниками, использовании словесных, подвижных и хороводных игр, игр-забав, оформлении тематических выставок детского творчества
и уголков для детей и семей воспитанников.
Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм организации непрерывно образовательной и
совместной деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.
2.2. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества,
постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении
дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те
требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца
малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию
детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только
характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или,
наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек - Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются
усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени
проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и
устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам
(женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Значительные изменения

происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При
распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»).
Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется
игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры
общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети
внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика.
Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через
небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях
мальчиков и девочек (у мальчиков - более порывистые, у девочек - мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в
зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей
активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет
представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета - светло-красный и темно-красный). Дети шестого года
жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по
величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним
соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем
памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные
приемы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с
использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее
воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения - создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что
прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в
конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой
правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов,
многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных
учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных
профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети
учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в
описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя
эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи,
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему
доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности
поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается
прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и
отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий, и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда
выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе
восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор
того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они
эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные
эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными
(образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут
изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувствами и эмоциями, высоким
самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные,
просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о
том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально
оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение,
неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.
Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся
под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста
более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и
избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные
представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной
регуляции поведения - ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять
неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким
изменениям в эмоциональной сфере
поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о
том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает,
где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми,
именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и
конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм
поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению
определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и
культурой здоровья. В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба,
праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого
возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во
взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и
самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях,
физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в
движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе
дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже
целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на
весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного
внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее
привлекательности для него.
Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать
достаточно большой объем информации.
Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и
последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или
услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные
закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинноследственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и
т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с
использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и
явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста,
как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно

совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно
включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений
приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и
незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической
системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных,
глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).
В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы,
понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится
подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной,
эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой
самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства
(история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к
посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая
препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у
них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного
строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях;
создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в
данной образовательной области является овладение композицией.
3 Описание образовательной деятельности
2.3.1 Описание циклов образовательной деятельности
Цель и задачи
Создание благоприятных условий для воспитания гражданина и
патриота своей малой Родины, путём привития интереса к истории
и культуре казачества, его обычаям и традициям.

Содержание образовательной области
Региональная программа «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л
Ведмедь, Н.А Платохина
Методическое обеспечение к региональной программе «Родники
Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина

Для успешного усвоения детьми материала, предлагаемого для нравственного, речевого, художественно-эстетического, социальнокоммуникативного и физического развития, закрепления полученных знаний, причастности к культуре казачества следует:
- Учитывать возрастные особенности детей. Воспитание и обучение проводить поэтапно, от простого к сложному. Вся жизнь ребенка
должна быть пропитана духом казачества, его культуры, традиций.
- необходимо проводить занятия в форме игры, показа инсценировки, рассказа воспитателя;
- обучающий процесс проводить с учетом индивидуализации, объединяя детей в микрогруппы;
- использовать элементы казачьего фольклора в режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений, во время занятий, организации
игры;
- проводить дидактические игры типа «У бабушки Загадушки», « Укрась костюм казачки», « Узнай, откуда гости» и др.
- привлекать детей к самостоятельной деятельности;
- использовать такие формы работы как игра-драматизация, инсценировка казачьих легенд, песен, участие в фольклорных праздниках;
- побуждать детей к созданию образов героев любимых сказок, легенд;
- на занятиях по ИЗО самостоятельно изображать предметы казачьего быта, расписывать костюмы элементами символики, изготовлять
игрушки (лепка, конструирование);
- работать в тесной связи с музыкальным руководителем:
 исполнение казачьих песен, частушек
 разучивание хороводов, танцев
 импровизированные исполнения на народных музыкальных инструментах
 участие в фольклорных праздниках
 поддерживать связь с родителями, приобщая их к работе:
 встречи с бабушками и дедушками, их рассказы о прошлом, о традициях казачества
 экскурсии в музей
 изготовление родителями казачьих костюмов
2.3.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации содержания работы.
Для реализации программы используются следующие методы:
- методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядный метод используется во время:
 чтения педагогом рассказов;
 экскурсий в музей, по станице, целевых прогулок;
 наблюдений;
 показа сказок (педагогом, детьми);
 рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
 проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров, фольклорных праздников.
Практический метод используется, когда необходимо:
 организовывать продуктивную деятельность;
 провести игры (сюжетно-ролевые, дидактические, инсценировки казачьих легенд и др.);
 организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
 организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
 изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
 Формы организации деятельности детей на занятии:
 Групповая;
 Индивидуальная;
 Индивидуально-групповая.
В реализации Программы важна взаимосвязь семьи и детского сада. Нужно, чтобы родители понимали важность нравственнопатриотического воспитания дошкольников на основе традиций казачества, необходимость и в семье заниматься воспитанием маленьких
граждан и патриотов своей малой родины.












2.4. Взаимодействие взрослых с детьми
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с
окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи,
коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в
предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.
В процессе приобретения общих культурных умений взрослый выступает в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая
мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным
подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Взрослый участвует в реализации
поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Личностно-ориентированное взаимодействие строится на принятии ребенка таким, какой он есть, и вере в его способности.
Общение с ребёнком строится с ориентацией на его достоинства и индивидуальные особенности, его характер, привычки, интересы,

предпочтения. Сопереживая ребенку в радости и огорчениях, оказывая поддержку при затруднениях, участвуя его в играх и занятиях, мы
стараемся избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство
ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его
индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок
учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих
взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность,
оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его
таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки.
Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет
ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре
способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он
принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые
содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на
других людей.
2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников:
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит сотрудничество.
Принципы работы с родителями
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его
ребенок);
- дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи.
регулярное анкетирование для выявления родительских запросов, мнения родителей об условиях и организации
образовательной работы с детьми по музыкальному воспитанию
- стенгазет, фоторепортажей.
- разнообразные мероприятия (выставки, конкурсы, музыкальные салоны, праздники, развлечения, досуги.)
- ознакомление с планом работы и подготовки к мероприятиям, организованным для детей
Сотрудничество характеризуют следующие показатели:
- Понимание педагогами и родителями общих целей взаимодействия, общность и единство задач, эмоциональная готовность к
совместной деятельности; взаимоподдержка и одобрение.

-

Знание особенностей семей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную
работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.

Перспективный план работы с родителями на 2023-2024 учебный год
Дата
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Форма работы. Тема
Фотопланшет «Донские казачата»
Праздник ко Дню матери «День матери-казачки»
Консультация «Приобщение детей к Донским традициям через казачьи игры»
Родительское собрание «Я-семья-род-народ»
Папка – передвижка «Светлое Христово Воскресение»
Консультация для родителей «Народные игры – путь к творчеству»

План- график проведения праздников и развлечений
Название мероприятия
Казачьи посиделки «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону».
Фольклорный праздник «День матери казачки»
Казачий праздник «Широкая масленица»
Развлечение «Казачьи забавы»

дата
октябрь
декабрь
февраль
май

3.Организационный раздел
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для осуществления данной работы разработано содержание пространственно-эстетической среды на основе инновационных принципов
В.И.Петровского, А.С.Клариной, Л.А.Смывной, Р.М.Чумичевой.

Каждый элемент предметно-пространственной среды включается в процессе деятельности в качестве цели и средства освоения ее
личностью, что позволит каждому ребенку в определенных границах утверждать свою индивидуальность.
В группах имеются:
- иллюстрации к рассказам о казаках, картины художника А.П.Ляха о казачестве; предметные картинки
- картотека казачьих игр;
- казачьи сказки
- плоскостные фигурки людей и животных;
- настольный, кукольный театры;
- игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы быта казачества (ведра-казаны, коромысло, деревянные ложки, чугунки и т.
д. );
- предметы домашнего обихода: мебель – лавки, стол, божница с лампадой, оружие, сбруя, русская печь;
- салфетки, скатерти, рушники;
- глиняная посуда местного (донского) изготовления: кубышки, махотки, макитры, кувшины и др.;
- предметы костюма казаков-донцов и украшения к ним;
- музыкальные инструменты казаков (ложки, бубен);
- макет казачьего куреня, подворья.
- нетрадиционные игровые зоны и уголки по казачеству
3.2.Материально-техническое обеспечение
 магнитофон
 музыкальный центр
 СD диск «Старинные казачьи песни»
 видеопроектор
 ноутбук
3.3.Учебно-методическое обеспечение
 Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский « История донского края»
 С.А Долгополов «Заповедная краса Дона»
 В.С.Левченко, Б.В.Чеботарев «История донского края»
 Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
 Краткий очерк истории войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
 Р.М Чумичева, Н.А Платохина, О.Л Ведмедь Рабочие тетради для старших дошкольников, педагогов и родителей «Кто мы и откуда?»
 В.В Черников «Казачество в истории России»
 Хрестоматия для чтения «Край родной»
 Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края»
Учебно-наглядные пособия:
 дидактические пособия;







Настольно-печатные музыкально-дидактические игры;
Атрибуты для игр-плясок
Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям;
«Казачий дворик» на игровой площадке
Мини музей «Горница»

3.4.Планирование образовательной деятельности кружка
Планирование деятельности опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую
очередь на создание психолого-педагогических условий для приобщения дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности.
Проектирование образовательного процесса коллектива «Широкий круг» строится с учетом
 принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
 принципа единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
 принципа личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика
человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто
пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
 принципа культуросообразности, предусматривающего освоение богатейшего опыта казачества, как систему культурных ценностей,
способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
 Принципа природосообразности, предполагающего не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей
ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми
традициями и обычаями.
 Принципа гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социальноэтические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия,
доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
 Принципа комплексно-тематического построения образовательного процесса – предполагающего подачу изучаемого материала по
тематическим блокам;
 принципа наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии
пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
 принципа последовательности – предполагающего планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному,
чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);
 принципа занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у
детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
 принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
Планирование осуществляется на основе перспективно-тематического планирования на год, календарно – тематического на месяц.

Перспективный план образовательной деятельности, позволяет продумать и заранее создать необходимые условия (изменение и
дополнение предметно-игровой среды), организовать работу с родителями.
Планирование осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных
сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Образовательная
деятельность осуществляется в ходе интеграции духовно-нравственного содержания, художественно-эстетического,
познавательно-речевого.
(См.Приложение №1 Перспективно - тематическое планирование содержания работы)
4. Результаты реализации программы
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности,
динамики его образовательных достижений - оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Содержание, механизм проведения, критерии и показатели оценки индивидуального развития детей, позволяют в процессе
непрерывного (включённого) наблюдения за ребёнком, анализа продуктов его творческой и исполнительской деятельности, игровых
тестовых заданий, бесед, анкетирования родителей, анализа документации и хронометража режима дня, оценить уровень индивидуального
развития каждого ребёнка.
Сравнительные результаты мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности на середину и
конец учебного года, раскрывают динамику индивидуального развития детей. В основу разработки критериев и показателей мониторинга
(педагогической диагностики), положены содержательные линии дошкольного образования, представленные следующими направлениями
развития ребенка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка построения его образовательной траектории
или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
2)
оптимизации работы с группой детей.
Для изучения нравственно-патриотических качеств дошкольников используется наблюдение; анализ продуктивной деятельности;
организация досугов, развлечений, КВН и т.д
5. Использованная литература




Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными
законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р
от 29.12.2001)



Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)



Региональная программа «Родники Дона» Р.М.Чумичева О.Л Ведмедь, Н.А Платохина



Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина



Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда?» к региональной программе «Родники Дона» Р.В Чумичева, О.Л Ведмедь, Н.А Платохина



М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»



Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»



В.С. Левченко, Б.В. Чеботарев «Истории донского края»



Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории



Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»



Иллюстрированный журнал «Столица донского казачества – Новочеркасск»



Альбом, худ. А.Г.Нечаева «История костюма в истории Донского края»

Приложение № 1
ПЕРСПЕКТИВНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ТЕМА

ЗАДАЧИ

ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ

КАК У НАС - ТО БЫЛО НА ТИХОМ ДОНУ
« Путешествие в
прошлое нашей
родной земли»

Рабочая тетрадь «Кто
Познакомить детей с понятием «племя». Рассказать о том,
мы и откуда»
какие племена жили на донской земле (киммерийцы, скифы,
сарматы). Способствовать развитию у детей коммуникативных С 8-10
умений; расширять представление о родном крае.

« Кто такие
амазонки»

Содействовать развитию интереса детей к прошлому нашей
Родины. Рассказать о воинственном народе, состоявшем
исключительно из женщин – амазонках. Познакомить с их
одеждой, оружием, причёсками, чертами характера.
Познакомить детей с древним городом-крепостью Танаис, с его
достопримечательностями и легендой возникновения.
Упражнять в подборе слов – определений к слову «Танаис».
Содействовать развитию интереса детей к прошлому донской
земли. Познакомить с предметами посуды, используемой в
древние времена. Предложить поиграть в игру «Кто быстрее
соберёт амфору»
Познакомить детей с одной из версий о происхождении
казачества на Дону. Вспомнить, что обозначает слово «казак».
Вызвать интерес к прослушиванию отрывка из стихотворения
Н. Дика «Удалые казаки». Ответить на вопросы по
содержанию
расширять знания детей об оружии, которым пользовались
казаки. Содействовать формированию умения узнавать и
различать саблю, шашку, пику, кинжал и т.д

СЕНТЯБРЬ

Легенда о Танаисе
Сокровища Танаиса

Откуда на Дон
пришли казаки?

Оружие казака

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с.11-13
Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с14-17
Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» С18-19
Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С 20-22
Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с 23-24,
картинки с
изображением оружия,
сюжетные картины с
изображением

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛНЕНИИ

вооружённых казаков
Легенда о бравом
казаке Данилке
ТЕМА
« Покров – первое
зазимье»

ОКТЯБРЬ

Фольклорный
праздник
«Покрова
Пресвятой
богородицы»
Конь – верный друг
казака

Лепка «Конь»

Что мы знаем о
прошлом родной
земли

Познакомить детей с легендой. Содействовать развитию
способности к целостному восприятию произведения такого
жанра, эмоциональной отзывчивости на его содержание.
ЗАДАЧИ
Приобщать детей к традиционным для православной России
духовно-нравственным ценностям. Познакомить с праздником
Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.
Содействовать приобщению детей к традиционным для
православной России духовно-нравственным ценностям,
формированию внутреннего мира детей на основе
эмоционального и смыслового отклика, вызванного
театральным представлением. Воспитывать познавательный
интерес к истории возникновения одного из главных
православных праздников в году.
Познакомить детей со значимостью коня для казака,
рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях,
воспевали в своих песнях. Познакомить с пословицами и
поговорками о коне. Расширить и обогащать знания детей о
жизни и быте донских казаков.
Содействовать формированию у детей умения создавать
изображение по мотивам донских умельцев. Учить лепить
фигуру коня из целого куска, передавая форму отдельных
частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое
восприятие, воспитывать уважение к казачьему народному
творчеству.
Обобщить и систематизировать знания детей по первому
блоку. Дать понятие о том, что Ростовская область
многонациональна, о том, что у представителей каждого
народа свой язык, своя культура, традиции, обычаи, но всех
жителей объединяет одно – земля Донская.
КАЗАЧЬИ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с25,с109112
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с26-27

Пластилин, дощечки,
стеки.

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с.28-29

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛНЕНИИ

Символы Ростовской
области
Герб моей семьи

Гимн Ростовской
области и Войска
Донского
ТЕМА
Аппликация Флаг
Всевеликого Войска
Донского

НОЯБРЬ

Знаменитые атаманы
Войска Донского

Казачьи заповеди

Посиделки
«Зашифрованные
слова»

Познакомить детей с символами Ростовской области (герб,
флаг, знамя). Объяснить, почему использованы такие формы
и цвета. Почему использованы те или иные изображения на
гербе. Что они обозначают.
Предложить детям придумать и нарисовать герб своей семьи,
используя разнообразные изобразительные материалы:
цветные карандаши, фломастеры, краски. Привлечь
родителей созданию герба.

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с30-32

Познакомить детей с Гимном Ростовской области и главной
песней донских казаков – Гимном Всевеликого Войска
Донского. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за
свой народ. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за
свой народ.
ЗАДАЧИ

методическое
обеспечение к
программе «Родники
Дона» с 25, тетрадь с
34-35
ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
Цветная бумага,
альб.лист, ножницы,
клей, кисти,

Продолжать знакомить детей с казачьей символикой.
Способствовать расширению знаний о значении сочетания
цветных полос на флаге. Предложить изготовить флаг из
цветной бумаги, закрепить навыки аппликации.
Предложить детям вспомнить, кого называют атаман.
Познакомить со знаменитыми атаманами Войска Донского.
Содействовать формированию умения подбирать словаопределения к слову «атаман».
Продолжать знакомить детей с заповедями казаков, их
содержанием. Закрепить понятие «заповедь». Содействовать
воспитанию любви к родной земле, смелости, трудолюбия,
уважения к своей семье.
Упражнять детей в составлении слов СИМВОЛЫ,
ГЕРБ,АТАМАН, КАЗАЧИЙ КРУГ, ЗАПОВЕДЬ.
Содействовать обобщению и систематизации, полученных
ранее знаний.

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с 33,
каранда ши, краски,
фломастеры

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с36-37
Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с 38-39
Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с40-42

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛН

«Сердце матери
лучше солнца греет»

Казачий фольклор:
пословицы,
поговорки о матери
«Родной другматушка»
Аппликация.
Коромысло.

Фольклорный
праздник «День
матери-казачки»

ТЕМА

Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с
включением народных легенд, пословиц, поговорок.
Содействовать обогащению развития словаря и активизации
его в связной речи; побуждать использовать разные типы
предложений, строить достаточно сложные синтаксические
конструкции. Воспитывать любовь к матери, умение слушать
друг друга.
Продолжать знакомить детей с поговорками и пословицами
о матери, учить понимать их смысл. Дать детям понятие о
народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
Формировать понятие, что они часть великого Донского
края.
Расширить знания детей о быте донских казаков, о
значимости воды и методах ее доставки в дом: показать, что
такое коромысло, рассказать, как им пользовались для
переноски воды. Развивать умение украшать орнаментом по
мотивам донского творчества, закрепить умение синхронного
вырезывания, вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой.

метод обеспечение к
программе «Родники
Дона»

Хрестоматия для чтения
с8

Альбомный лист,
цветная бумага,
ножницы, клей, кисти,
образцы орнамента

Содействовать формированию у детей осознанного
отношения к семье, семейным отношениям, уважения и
почитания к женщине, девочке.
Укреплять взаимопонимание между родителями и детьми,
Приобщать детей к традициям Донского казачества.
ЗАДАЧИ

ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ

ДЕКАБРЬ

ДОНСКИЕ КАЗАЧЬИ СТАНИЦЫ
Ознакомление с окр.+
Аппликация «Казачий
курень»

Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей
избой – куренем. Учить детей в аппликации передавать
основные особенности жилища казаков с помощью формы,
цвета, линий, дополнительных деталей. Совершенствовать
технические навыки, умение творчески подходить к выбору
способов вырезывания из бумаги.

Метод.обеспечение к
программе «Родники
Дона» с138, раб.тетр
с43-45

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛНЕНИИ

Конструирование
"Что нам стоит дом
построить"

Интерьер казачьей
горницы
Вещи рассказывают о
прошлом
Кухонная посуда
наших предков

Ручной труд
«Солонница»
Печка - матушка

Посиделки. Донские
казачьи станицы

Закреплять умение
анализировать сходные объекты
(выделять в них общее и различное) и на этой основе
формировать обобщенные представления о них: правильно
употреблять такие слова как длинный, высокий, задняя,
передняя, боковая стенки. Формировать умение делать
двойное перекрытие. При строительстве использовать
разные конструктивные детали. Побуждать обыгрывать
постройки в различных видах деятельности.
Познакомить детей с понятием «интерьер». Рассмотреть
интерьер казачьей горницы. Рассказать детям о том, какие
предметы и детали делают комнату красивой, нарядной.
Побуждать детей использовать в речи диалектную лексику.
Продолжать знакомить детей с мебелью в казачьем курене,
посудой и другими предметами быта и обихода. Развивать
познавательный интерес.
Познакомить детей с кухонной утварью казаков.
Содействовать формированию умения рисовать кухонные
принадлежности, создавать несложную композицию.
Расширять словарный запас. Воспитывать художественноэстетический вкус

метод обеспечение к
программе «Родники
Дона»

Обогащать знания детей о значении солонницы на обеденном
казачьем столе, о том, что вместе с караваем хлеба соль в
солоннице участвовала во всех торжественных ритуалах.
Показать прием плетения солонницы из тонких «ветвей»
Познакомить детей с интересными сведениями об интерьере
казачьей кухни. Способствовать пониманию того, что печь –
очень важный элемент быта казаков. Познакомить с
пословицами и поговорками о печи. Систематизировать
знания детей о печи и приспособлениях для нее: ухват,
кочерга, лопата, полено.

Солёное тесто

Дать понятие «станица». Содействовать развитию интереса к
прошлому и настоящему Донской земли; развитию чувства
патриотизма — любви к родному краю, родной стране,

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С.53-54

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с 46-48
Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» 48-49
Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» 50-51

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С.51-53

ТЕМА
« Рождество
Христово»

Святки

ЯНВАРЬ

Игра-инсценировка
«Колядки»

« Крещение»

«Живет в народе
песня»

Казачий фольклор:
пословицы,
поговорки о казачьей
дружбе
«Степные рыцари»

привязанности, преданности и ответственности по
отношению к людям, населяющим ее.
ЗАДАЧИ
Содействовать формированию у детей целостного отношения
к народным праздникам и обрядовым мероприятиям,
представления о православии, как части русской культуры,
его богатстве, красоте праздников.

ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ
метод обеспечение к
программе «Родники
Дона»

Раскрыть нравственные основы казачьей культуры как
культуры русской национальной. Способствовать
формированию представлений о ее богатстве, красоте
праздников.
обогащать знания детей о проведении казачьих обрядов,
формировать интерес к истории донских казаков, развивать
память детей, заучивая тексты колядок.
Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
Способствовать формированию у детей целостного
представления о православии. Вызвать желание воплощать
обрядовые мероприятия в своих детских видах деятельности.
Познакомить детей с новой казачьей песней «Как за Доном»,
учить видеть красоту донских напевов. Содействовать
углублению любви к музыке, желания и умения слушать
музыкальные произведения, способности понимать их смысл
и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и
настроения;
Познакомить детей с поговорками и пословицами о казачьей
дружбе, учить понимать их смысл. Дать детям понятие о
народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
Формировать понятие, что они часть великого Донского края.
Познакомить детей с военной жизнью казаков, значимостью
казачьих дружин, умением охранять свои границы от врагов,
способами ведения боя и организацией военных походов.

методическое
обеспечение к
программе «Родники
Дона»
Хрестоматия для
чтения с 7
методическое
обеспечение к
программе «Родники
Дона»

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛНЕНИИ

Лепка «Казачий
струг»

ТЕМА

расширить знания детей о передвижении казаков по Дону.
Показать приемы лепки лодки из пластилина в сочетании с
природным материалом, развивать умение оснащать поделку
дополнительными деталями.
ЗАДАЧИ

Пластилин, дощечки,
стеки

ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ

ТРУД ЛЮДЕЙ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Казаки-коневоды

ФЕВРАЛЬ

Казачий фольклор:
пословицы, поговорки
о коне
«Идет кузнец из
кузницы»

«Живет в народе
песня» - заучивание
песни «Во кузнице»

«На героя и слава
бежит»

Познакомить детей с профессией - коневод. Обобщить и
систематизировать знания о том, что казаки - отличные
коневоды. Рассмотреть иллюстрации с изображением
лошадей различных пород. развивать познавательный
интерес.
Познакомить детей с поговорками и пословицами о коне,
учить понимать их смысл. Закреплять понятие о народном
фольклоре, приобщать детей к народной культуре.
Формировать понятие, что они часть великого Донского края.
Содействовать ознакомлению детей с профессией кузнеца, его
трудовыми действиями и оборудованием кузницы (горн,
молот, наковальня) Продолжить знакомство с материалом –
металл, и изделиями из него – серп, коса, утюг, рукомойник.
Воспитывать уважение к людям труда
Продолжать знакомить детей с казачьими песнями, учить
видеть красоту донских напевов. Содействовать углублению
любви к музыке, желания и умения слушать музыкальные
произведения, способности понимать их смысл и
эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и
настроения;
Беседа о героях-казаках, старинном оружии. Содействовать
обогащению развития разговорной и монологической речи
ребенка образным языком детской литературы и фольклора

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с 71-74

Хрестоматия для
чтения с 6
методическое
обеспечение к
программе «Родники
Дона»
методическое
обеспечение к
программе «Родники
Дона»
метод обеспечение к
программе «Родники
Дона»

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛН

МАРТ

«Рыцарская жизнь
казаков»

Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в
отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у
детей умение слышать колорит речи донских казаков.

метод обеспечение к
программе «Родники
Дона»

«Казачий круг»

Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями
правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг,
расширить знания о правительстве в казачестве.

метод обеспечение к
программе «Родники
Дона»

Праздник 23 февраля
«Воины лихие —
казаки удалые»

Создать у детей радостное настроение. Формировать
нравственно-патриотические чувства и духовность у
дошкольников. Способствовать решению задач творческого
развития личности.

ТЕМА

ЗАДАЧИ

«Масленица пришла –
радость принесла»

закреплять умение передавать характеристики определенного
образа в инсценировках по мотивам донского казачьего
фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и
традициям. Формировать психологически комфортное
эмоциональное состояние ребенка при общении в
праздничной атмосфере.
Содействовать расширению знаний детей об обычаях
донских казаков дарить Масленичку, желая хозяевам
здоровья, богатства и всего хорошего. Показать прием
изготовления Масленички. Вызвать желание изготовить
Масленичку в подарок друзьям.
Познакомить детей с профессиями комбайнера и тракториста
их трудовыми действиями. Содействовать обогащению
развития чувства уважения к трудовой деятельности человека
любой профессии, чувства признательности за проявленную
заботу; бережного отношения к результатам труда; —
амплификации развития желания ребенка самому в будущем
получить интересную и нужную профессию, заняться
созидательным трудом на благо людей, своей Родины, своей

Ручной труд
«Масленичка» (кукладевочка).
Комбайнер,
тракторист

ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ

Лоскутки ткани, вата,
синтепон, нитки

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С 60-63

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛНЕН

Рыболовство на Дону

Рыболовный
промысел

Огородничество на
Дону

АПРЕЛЬ

Жаворонки
(изготовление
жаворонков из
сдобного теста)

семьи.
Продолжить знакомство детей с донскими промыслами.
Рассказать о рыболовстве на Дону. Содействовать
формированию умения узнавать и называть рыбу, которая
водится в Дону. Упражнять в составлении предложений о
рыболовстве, используя, предложенные воспитателем слова.
Познакомить детей с тем, что рыбная ловля носила
промысловый характер. Дать понятие «промысел».
Способствовать ознакомлению детей с казачьей кухней её
традиционными блюдами (ухой). Упражнять в подборе словопределений к слову «уха» Способствовать формированию
знаний о правильном рациональном питании.
Познакомить детей ещё с одним занятием казаков.
Способствовать закреплению знаний детей о том, какие
овощи растут на Дону, чем они полезны. Предложить
составить красивый натюрморт из овощей. Воспитывать
чувство уважения к трудовой деятельности человека.
Учить детей соблюдать народные традиции, помогать
возрождать обычаи и обряды наших предков. Закрепить
умение лепить из теста жаворонков, аккуратно раскладывать
их на противне, сажать для выпекания в печь.

ТЕМА

ЗАДАЧИ

С нами чудо из чудес
– благовещенье с
небес

Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц
на волю. Учить детей соблюдать народные традиции,
помогать возрождать обычаи и обряды наших предков

Ремесла и промыслы
казаков.
Виноградарство

Продолжать знакомить детей с занятиями казаков.
Познакомить с возникновением виноградарства на родной
земле. Рассказать о «Донской войсковой школе
виноградарства и виноделия»

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С.64-66

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с67-68

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с.69-71

ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда» с75-77

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛНЕН

Лозоплетение

Гончарное ремесло

Лепка из глины.
Квасник

Фермерство на Дону

Пасха, Красная горка

Познакомить детей с ремеслом лозоплетением. Рассмотреть
изделия, изготовленные из лозы. Содействовать обогащению
развития чувства уважения к трудовой деятельности человека
любой профессии, чувства признательности за проявленную
заботу; бережного отношения к результатам труда.
Познакомить детей с интересными фактами о гончарном
промысле, о станицах, в которых занимались казаки
гончарным производством. Рассказать о процессе
изготовления гончарных изделий. Вызвать интерес к данной
профессии.

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С.77-79, плетёные
изделия.

Обогащать знания детей о посуде казаков, знакомить с
предметами народного творчества. Учить, пользуясь натурой,
лепить декоративный сосуд – квасник, анализировать форму,
вычленяя ее основные части и детали: форма в виде кольца с
высоким горлышком, с крышками, красиво изогнуты ручки,
носик, налепы в виде птиц и шариков. Развивать умение
самостоятельно выбирать способы лепки для наиболее
выразительной передачи образа.
Познакомить детей с содержанием донской казачьей усадьбы,
с трудовой деятельностью казаков по содержанию домашних
животных и уходу за ними. Дать понятие «фермерское
хозяйство». Воспитывать уважение к людям труда.
Познакомить детей с самым ярким праздником весеннего
цикла – пасхой, ее ритуалами и традициями.
Напомнить о том, как в казачьих семьях готовились к этому
празднику. Вызвать желание принять участие в подготовке к
Светлому Христову Воскресенью.

Глина, образец

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С.80-82

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
83-87

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ЛИТЕРАТУРА,
МАТЕРИАЛ

МАЙ

ЗНАМЕНИТЫЕ ЖИТЕЛИ ДОНСКОГО КРАЯ
Все профессии
нужны, все
профессии
важны
День Победы Всенародный
праздник
Мы
склонились
низко, низко у
подножья
обелиска
Наш земляк
Михаил
Александрович
Шолохов
Чтение
рассказа М
Шолохова
«Нахалёнок»

Содействовать овладению системными знаниями о разнообразии
человеческих профессий; формированию у детей знаний о том, что
труд – основа жизни каждого человека. И чтобы стать умелым,
необходимо много учиться.
Закрепить знания детей о Дне Победы, воспитывать гордость за
своих прадедов, победивших в Великой Отечественной Войне.

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С 88-89

Познакомить детей со знаменитым писателем М. Шолоховым, его
биографией. Рассказать о том, чем он прославил Донскую землю,
почему мы помним о нём. Вызвать желание познакомиться с
произведениями писателя.
Познакомить детей с произведением М. Шолохова. Содействовать
развитию способности понимать нравственный смысл изображаемых
событий; овладению умением оценить поступки героев
художественного произведения; усвоению представлений о подвиге,
смелости, справедливости и честности.

Хрестоматия для чтения
с 215

Греков
Митрофан
Павлович –
художникбаталист

Познакомить детей со знаменитым земляком и его известными
работами «Тачанка», «Бой под Егорлыкской». Объяснить детям,
почему некоторых художников называют баталисты. Содействовать
расширению кругозора, воспитанию гордости за земляков.

Рабочая тетрадь «Кто
мы и откуда»
С 119, репродукции
картин Грекова

Рисование
«Как молоком
облитые, стоят
сады

Расширить знания детей об экологии родного края. Учить
передавать в рисунке окружающую природу. Содействовать
развитию наблюдательность, эстетическое восприятие, обращать
внимание на цветовые сочетания при изображении весны, уметь

Альбомные листы,
кисти, краски, стаканы с
водой

Рассказать детям о выдающихся людях, защищавших свою малую
Родину в годы Великой Отечественной Войны. Воспитывать
уважение к воинам освободителям, интерес к различным видам
войск.

Хрестоматия для чтения
с.223

ОТМЕТКА О
ВЫПОЛНЕН

вишневые»

располагать сюжет на всем листе бумаги

Семейная
викторина
Мы — казаки
Донского края

Выявить уровень сформированности у детей знаний о казачестве,
закрепить и обобщить знания детей о жизни и быте, традициях,
фольклоре казаков; способствовать развитию интереса
дошкольников к истории и культуре Донского края; прививать
желание следовать славным традициям наших предков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».