Рабочая программа учителя-логопеда
АННОТАЦИЯ К
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
учителя –
логопеда Ландыревой Т.П. на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда является
обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций
профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по
реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой
организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы
которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного
сопровождения воспитанников, в детском саду ведет работу учитель-логопед.
Содержание работы и организационные моменты закреплены Положением о
деятельности учителя-логопеда МБДОУ № 18 г. Азова, принятом на Педагогическом
совете и утвержденным руководителем.
Данная рабочая программа разработана на основе
ООП МБДОУ №18 г. Азова, «Примерной
программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В. Нищевой; с учетом примерной
основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под
редакцией Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, в соответствии с
Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного
образования.
Целью данной рабочей программы учителя-логопеда
является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с ТНР в
возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех
специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного
развития.
Одной из основных задач рабочей программы
учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной,
грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической
системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую
готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей
ступенью системы общего образования.
Целевой раздел включает ориентиры освоения
воспитанниками образовательной программы, которые определяются в соответствии с
реализуемой в образовательной организации адаптированной образовательной
программой дошкольного образования, возрастом детей, особенностями имеющихся
нарушений в развитии, индивидуальными особенностями и возможностями каждого
воспитанника.
Содержательный раздел рабочей программы включает
характеристику видов диагностической и коррекционно-развивающей работы с
детьми, содержание коррекционно-развивающей работы, перспективное и календарное
планирование, план организационно-методической работы (включая описание задач и
содержания работы с педагогами, специалистами и родителями), содержание работы
специалиста по оснащению кабинета и повышению профессиональной квалификации.
Организационный раздел дает описание в создания
«безбарьерной» среды для детей с ТНР, материально-технических условий (паспорт
кабинета специалиста и документационное обеспечение), интерактивного
сопровождения коррекционно-развивающей среды. Включает комплексное описание
организационных условий работы учителя-логопеда: график работы и организацию
образовательного процесса, годовой план профессиональной деятельности, таблицы
с методическим обеспечением. Отдельным блоком генерируется описание
учебно-методических и организационно-методических условий работы учителя-логопеда:
программа включает адаптированный учебный план, план непрерывной
образовательной деятельности, циклограмму рабочей недели. Описаны вариативные
формы и методы, технологии реализации рабочей программы, специфика участия
специалиста в системе комплексного сопровождения ребенка с ТНР, его система
сотрудничества с семьями воспитанников, формы совместной образовательной
деятельности с родителями. Заканчивается организационный раздел рабочей
программы таблицами мониторинга индивидуального развития детей.
Кроме
того, в рабочей программе учитывается деятельностный и функционально-системный
подход, связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса.
Последний дает возможность использовать комбинированную, адаптивную, модель
организации образовательного процесса, сочетая элементы учебно-дисциплинарной и
предметно-средовой или учебно-дисциплинарной и комплексно-тематической модели
вокруг функции коррекции и компенсации основного дефекта ребенка с ТНР.