Развитие речи у детей. Когда обращаться к специалистам?

Чтобы вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и вовремя обратиться к специалистам, очень важно знать нормы речевого развития и симптомы, при которых надо обращаться к специалистам.. Этапы развития речи достаточно условны, т. к. каждый человек усваивает речь индивидуально, но все же знание основных особенностей развития речи позволяет отграничить норму от патологии.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. Вначале появляется гуление: гласные звуки «аа«, «оо«, «ау«.

2 месяца — гуление усложняется с включением согласных звуков — «гу» или «бу«, «эы«.

2-3 месяца — нечеткое бормотание: «аа«, «га«, «ги«, «кхы«.

4 месяца — протяжное произнесение звуков: «аль-ле-е«, «лы-алы«.

В 5-6 месяцев — лепет. Отдельные звуковые сочетания: «на«, «ка«, «га«. Развивается понимание речи окружающих.

В 7-8 месяцев — ясно выражен лепет, слоги типа: «ба-ба«, «да-да«. В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.

К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама«, «баба«.

К концу года появляются целые слова типа «мама«, «папа«, «дядя«. Ребенок четко произносит гласные: «а«, «о«, «у«, согласные: «м«, «б«, «к«, «г«. Словарный запас 8-12 слов.

Первые слова у девочек — в 8-9 месяцев, у мальчиков — в 11-12 месяцев.

До начала развернутой речи ребенок понимает 50-100 слов.

Рекомендации:

В период гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам, поощрять малыша слушать и произносить звуки в целях укрепления речевых органов, а позднее развивать понимание речи.

В целях развития слуха необходимо повторять вслед за ребенком то, что он произносит. Показывая игрушки, обязательно надо называть их. Одевая и купая ребенка, следует называть части тела, сопровождая свои действия словами.

Наряду с облегченными словами типа «тик-так«, «тук-тук«, «мяу» необходимо называть полные слова, обозначающие предметы.

2-й год жизни

Ребенок активно подражает речи взрослых. Знает названия многих предметов, движений («сядь«, «возьми«, «отнеси«). К 1,5 годам произносит почти все гласные и согласные: «м«, «п«, «б«, «к«, «г«, «т«, «д«, «н«, «в«, «ф«, «х» и звук «и«. Многие из согласных произносит смягченно («дай» — «дяй«). Пользуется звукоподражательными словами: «ав-ав» (собака), «мяу«, «би-би» (машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: «ку» (кукла), «са» (собака).

Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов. Активный словарь к 2-м годам составляет 400 слов. Усваивается речевая интонация. В многосложных словах ребенок пропускает слоги, заменяя одни звуки другими («маина» — машина, «апипед» — велосипед).

К 1,5 годам ребенок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов, к концу 2-х 3-5 слов. В это время он начинает различать единственное и множественное числа. Слова ставит в правильных падежах и глаголах.

Рекомендации:

Необходимо развивать стремление у ребенка к разговору с окружающими, добиваться отчетливого произнесения им гласных звуков, обращать внимание на твердость произношения согласных звуков, пополнять словарь ребенка, отвечая на вопрос «что это?«.

3-й год

С 2-летнего возраста речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами («машина«, «ворона«, «корова«), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения («Мама, ты куда пося (пошла)?«).

Словарный запас достигает 1000-1200 слов. Ребенок активно пользуется вопросами «Что это?«, «Почему?«, «Зачем?«.

Для речи характерна общая смягченность. Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими: «зюк» — жук, «сяпка» — шапка, «сенок» — щенок, «тясы» — часы. Твердые свистящие звуки заменяются мягкими: «сянки» — санки, «зяйка» — зайка.

У части детей твердые свистящие уже сформированы, согласные «р«/»рь» и «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль«, «й» («ыба» — рыба, «ябоко» — яблоко, «мей» — мел).

Рекомендации:

По-прежнему необходимо постоянное внимание взрослых. Помогать ребенку расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе. Учить правильно строить предложения.

Необходимо удовлетворять любознательность ребенка, помогать ему в правильном формировании звуковой стороны речи, уметь пользоваться силой голоса, темпом речи, интонацией, приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать их на слух при разном звучании, определять их место, укреплять артикуляционный аппарат гимнастикой (дуть в трубочку, кучерское «тпру«, подражать животным).

4-й год

Активный словарь — 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения.

Растет его интерес к звучащему слову, к «устройству» речи. Он начинает создавать новые слова: «копатка» (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов («Почему слона зовут слоном?«).

Звукопроизношение ребенка еще не всегда внятное и отчетливое. Произнося слова, он нередко опускает отдельные звуки, особенно при стечении согласных («пигвин» — пингвин), заменяет одни звуки другими («лакета» — ракета). У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи.

Рекомендации:

Углублять знания детей о предметах: цвет, форма, величина, обобщающие понятия (платье, шарф, куртка — все это одежда).

Работу над звуковой стороной речи следует вести в 2-х направлениях:

  • развитие речевого слуха (правильное восприятие звуков речи, темпа, громкости, интонационной выразительности);
  • совершенствование произношения.

Важное место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного аппарата.

Необходимо учить ребенка управлять силой голоса, темпом речи, различать громкость речи окружающих.

Особенно внимательно нужно относиться к ребенку, речь которого чрезмерно ускорена. Она нередко является предвестником заикания.

Слова, произнесенные ребенком неправильно, повторять не следует.

Вся работа должна проводиться настойчиво, но обязательно в спокойном и дружелюбном тоне.

5-й год

В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче.

В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь — 3000 слов.

У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Отмечается чрезмерная «увлеченность» новыми звуками: «жамок» (замок), «жвеждочка» (звездочка), «рампочка» (лампочка). Многие начинают верно произносить шипящие «ш«, «ж«, «ч«, «щ«, «р«, «рь«, «л«.

Рекомендации:

Ребенку в доступной форме следует объяснять все, что его интересует.

Учить выделять в картинке главное и второстепенное, сравнивать предметы.

Продолжать тренировку артикуляционного аппарата.

Следить за тем, чтобы ребенок отчетливо выговаривал звуки и слова. Продолжать знакомство с новыми словами.

Учить различать сходные звуки: «ш» и «ж«, «с» и «ш«, «з» и «ж«, «щ» и «ч«, «с» и «щ«, «л» и «р«.

Продолжать тренировку речевого дыхания. Вырабатывать умение произносить слова и фразы с различной громкостью, интонацией, в определенном темпе, научить пользоваться логическими ударениями.

Учить пересказывать сказки, рассказы, разучивать стихи, песни. 

 

Оставьте свой отзыв