Адаптация ребенка к условиям ДОУ

В каком бы возрасте ребенке ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. В этот период ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок почувствовал себя спокойно и уверенно, т.к. успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем следует в течении дня и как это будет происходить.

Второй чрезвычайный психотравмирующий факт – разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.

Нужно отметить, что в большинстве случаев ни педагоги, ни родители не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответственен выход ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».

К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на него «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого.

Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляют значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Важно отдавать себе отчет, что даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором.

Чтобы привыкание ребенка к ДОУ было максимально безболезненным, нужно сделать его постепенным.

Ступенчатая адаптация ребенка к ДОУ состоит в следующем:

  • в течение 1-й недели ребенок посещает детский сад 2 часа;
  • в течение следующей недели увеличивается время пребывания на 2 часа;
  • так далее. Полная адаптация – 10-12 недель.

Порядок приема детей раннего возраста в МДОУ

и алгоритм их ведения в период адаптации

1 этап. Подготовительный

1.1. Знакомство с детским садом (июнь, июль)

Проводит директор учреждения

Родители регистрируются. Во время регистрации директор знакомит родителей с нормативными документами, определяющими работу ДОУ.

1.2. Первичный патронаж (август)

Проводят воспитатели группы.

Проводится изучение условий жизни ребенка в семье, анкетирование «Первичный патронаж», оформляется медицинская карта ребенка, знакомят с режимом дня группы, определяются предварительный прогноз адаптации ребенка к ДОУ.

1.3. Прогнозирование результатов адаптации (последняя неделя августа)

Проводится медико-педагогическое совещание, на котором старший воспитатель совместно с воспитателями определяют группы риска и разрабатывают  график приема детей, делают предварительный прогноз результатов адаптации.

Старший воспитатель проводит консультирование педагогов и младших воспитателей по вопросам взаимодействия в период адаптации.

1.4. Ребенок поступает в детский сад (по мере прохождения медосмотра)

Старшая медсестра назначает дату прихода ребенка в детский сад, проверяет медицинскую карту, знакомит с режимом дня группы, требованиями к одежде и др., направляет их к педагогу-психологу.

Педагог-психолог проводит собеседование с родителями и наблюдение за ребенком, анкетирование «Изучение социальной ситуации психического развития ребенка в семье» , знакомит с последовательностью ведения ребенка в период адаптации.

Воспитатель за 1 день до прихода ребенка в детский сад проводит собеседование с родителями по организации жизнедеятельности ребенка в детском саду и направляет их к заведующей для заключения договора.

Директор заключает договор с родителями.

2 этап. Основной (этап наблюдений)

Наблюдение проводится в течении 1 месяца и более в соответствии с 4-х ступенчатой последовательностью адаптации.

Наблюдение осуществляют воспитатели, медсестра, педагог-психолог и старший воспитатель. Каждый выполняет свои функции.

1. Воспитатель:·

  • совместно с младшим воспитателем организует жизнедеятельность детей и  заполняет адаптационные листы ежедневно на основании показателей, предложенных М.Я. Студеникиным, Ю.А. Макаренко, А.И. Баркан.
  • проводит работу с родителями и корректирует посещение ребенком ДОУ в зависимости от его состояния.
  • по окончании адаптации совместно с педагогом-психологом заполняет карту нервно-психического развития ребенка.

2. Старшая медсестра:·

  •  совместно с воспитателем проводит прием вновь пришедших детей;
  • осуществляет наблюдение за состоянием детей в течении дня;
  • еженедельно делает заключение о результатах адаптации и рекомендует о переходе (или не переходе) на следующую ступень адаптации;
  • по истечении 1 месяца делает заключение о результатах адаптации;
  • в начале и по окончании адаптационного периода взвешивает ребенка.

3. Педагог-психолог:

  • наблюдает за течением адаптации;
  • дает рекомендации воспитателям и родителям;
  • совместно с воспитателями определяет уровень нервно-психического развития ребенка и дает рекомендации по коррекции отклонений.

4. Старший воспитатель:

  • наблюдает за деятельностью педагогов и регулирует взаимодействие работников группы.
3 этап. Заключительный

По окончании адаптации всех детей (февраль) старшая медсестра совместно с воспитателями и педагогом-психологом проводят обработку адаптационных листов, карт нервно-психического развития и на основании критериев степени адаптации определяют уровень адаптации в группе.

По результатам адаптации проводится медико-педагогическое совещание, на котором воспитатели и старшая медсестра отчитываются о проделанной работе и проводят анализ адаптации в сравнении с прогнозом и прошлым годом.

 

Оставьте свой отзыв