Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Поступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

В условиях  семьи малыш привык к установленному  распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как  любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей. В раннем возрасте это особенно сложная  задача.

По  началу   в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-воспитатели и няня. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И.П.Павлов, реакцией осторожности или протеста:

становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, беспокойными.  Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

Таким образом, период адаптации — тяжелое время для малыша, его родителей, персонала группы.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка небезобиден.

В период адаптации  возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются  защитные силы организма.

На характер привыкания ребенка  к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов — прежде всего, возраст малыша, сложнее это дается в возрасте от 10 месяцев до 1 года 7 месяцев. Опыт показывает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ. И  наоборот, легче осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

Известные  трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное  отношение  родителей к  окружающим людям (сотрудникам детского сада) — причины, тормозящие  образование  у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит,  что  в первые   дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к  воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.

Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.

Плохо приспосабливаются  к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают  в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучения к которым начинаются с первого дня пребывания в детском саду.

И так, общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего  необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность.

Желательно, чтобы Вы познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включенным в него.  Учите   детей  есть разнообразную пищу, тщательно жевать, пользоваться после еды салфеткой. 

О предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорите с ним как о радостном событии. Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. В присутствие малыша воздержитесь от высказывания своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т.д. Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребенка, предварительно  посетите группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате.

Группа комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделять больше внимания новичку. Но в первые дни лучше оставлять ребенка на 1-2 часа, увеличивая время пребывания до послеобеденного сна, до полдника и т. д.

Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с Вами. Ваше вежливое и приветливое обращения к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

В адаптационный период разрушение любых привычек,  в том числе и вредных (сосет палец, не засыпает без соски, просится на руки и т.п.) нежелательно, так как осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша в детский сад Вам не удалось отучить его от вредных привычек,  предупредите об этом воспитателя.

В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие,  облегчающие ему адаптацию к перемене в образе жизни.

 

Оставьте свой отзыв